Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




В России появляется новая категория звезд, рожденных в Интернете

В отечественную культуру через Интернет пришли новые персонажи. Пока их редко показывают по телевизору, но популярность этих людей неуклонно растет. Причем с такой скоростью, что им позавидовать могут даже модные поп-звезды. Размещая свое любительское творчество во Всемирной паутине, новички собирают многочисленную аудиторию – сначала виртуальную, а потом и реальную: их бесконечно обсуждают в блогах, а затем поклонники собираются на концерт, забивая какой-нибудь московский клуб до предела.

Началось все, наверное, в апреле минувшего года, когда молодой москвич Петр Налич (страстный поклонник бардовских и цыганских песен) на собственной даче снял любительский ролик, озвучил его и разместил файл на одном из сайтов. Ролик не бог весть какого качества был снят дрожащей рукой на цифровую камеру, но моментально покорил интернет-пространство. К сентябрю ироничная песня Налича зазвучала в mp3-плеерах и на мобильниках российской молодежи. В Сети трехминутный клип-самоделка набрал 80 тыс. просмотров. Это значительно больше, чем свежий клип Земфиры и почти столько же, сколько новое видео «ВИА Гры».

С мечтой о Голливуде

Объяснить его успех невозможно, как и невозможно было объяснить триумф банальной музыки «Ласкового мая». Незамысловатая и в то же время понятная песня Петра Налича Gitar удивила профессиональных музыкантов, которые долгие годы шаг за шагом продвигали собственное творчество к слушателям, тратя на раскрутку огромные суммы. Уже несколько месяцев спустя Налич попал в окружение продюсеров. Стал давать концерты в ночных клубах, а сейчас готовит к изданию свой дебютный диск.

Не меньшей популярностью пользуются и другие интернет-звезды: Карина Барби, Девушка-вирус и творческая группа MDVISION.

Карина Барби – девушка из Караганды. Она приехала покорять столичные стриптиз-клубы, неизменно подчеркивая, что в свои 18 лет остается девственницей и не собирается никому рассказывать подробности личной жизни. Между тем, ее сайт бьет рекорды посещаемости. Безвкусно оформленный в конфетно-розовых тонах, он изобилует грамматическими ошибками и многочисленными фотографиями из жизни юной стриптизерши. Вот она в роскошном лимузине, вот в ванной, вот в постели… У многих такие подробности вызывают отвращение, о чем они и пишут на сайте, но его посещаемость при этом только растет и составляет десятки тысяч посещений в день. Сама же Карина бесконечно твердит, что ей предстоит нелегкая жизнь: стриптизерша мечтает стать самой известной танцовщицей в мире, добиться славы не меньшей, чем у Памелы Андерсон, и выпустить собственную куклу по имени «Карина Барби».

С желанием прославиться на весь мир выступила в Интернете и творческая группа MDVISION, состоящая из трех московских студентов. Прежде группа снимала короткие юмористические ролики – пародии на рекламу. Но все рекорды побил клип про студента Артура (участника группы), который на ломаном английском обращается к президенту США с просьбой выслать денег и приглашение в Голливуд. В шутку Артур разместил свой ролик на сайте, и уже на следующий день проснулся знаменитым. Сегодня ролик – один из самых популярных не только в России, но и в США. 3 млн. просмотров в месяц – результат, достойный Книги рекордов Гиннесса. Мало того, актер-самоучка (вместе с другими участниками MDVISION) получил-таки приглашение в Голливуд. Правда, не от президента США, от американских поклонников. Примерно такая же слава пришла в прошлом году к мэру Харькова Михаилу Добкину: анекдотический процесс записи его предвыборного ролика посмотрели миллионы пользователей.

Секрет популярности в Интернете очень прост – этот мир открыт для всех. Если владельцы телеканалов требуют заоблачную плату за раскрутку того или иного персонажа, то Сеть предоставляет возможность совершенно бесплатно заявить о себе. Интернет-пользователи (преимущественно интеллектуальная аудитория) давно знают об ангажированности отечественного ТВ, о его стремлении навязать вкус, а потому предпочитают самостоятельный выбор в мировой паутине или прислушиваются к советам друзей.

Между тем, влияние Интернета может в ближайшие годы вообще в корне изменить ситуацию в шоу-бизнесе. Меняется сама схема распространения музыки. По сути, возвращается «сарафанное радио», но на новом витке. Если раньше это «радио» явно проигрывало традиционному, то теперь все наоборот. День ото дня, час от часа число тех, кто по рекомендации друзей посмотрит ролик, может расти в геометрической прогрессии.

Впрочем, эксперты не исключают, что пора романтиков в Сети скоро тоже подойдет к концу, как это постепенно случилось с радио и ТВ. Многие продюсеры «реальных» звезд начинают обращаться к Интернету, выкладывая там ролики своих подопечных. Целый ряд поп-исполнителей, снявших клипы с легким налетом эротики, размещают их под соответствующими рубриками (например, под заголовком «ВИА Гра обнажилась»), что, естественно, увеличивает интерес пользователей. Да и сами сайты, специализирующиеся на размещении видео, в последнее время желают подзаработать, а потому не прочь за определенную сумму разместить ролик любой звезды на первой странице.

Если у нас интернет-раскрутка только приживается, за рубежом этот механизм давно освоен. Певица Лили Ален прославилась после того, как выложила на ресурсе MySpace несколько своих песен. А вскоре ее клип Smile возглавил британские рейтинги и опередил хит Шакиры. Благодаря тому же сайту получил популярность Келвин Харрис, бывший чернорабочий из супермаркета. Зарегистрировавшись в MySpace, он стал активно выкладывать на своей страничке авторские треки. Далее история обрела неожиданный поворот: популярность музыканта росла, а однажды ему позвонила сама Кайли Миноуг и пригласила для записи своего нового альбома.

Сами по себе любительские ролики, размещенные в Интернете, имеют невысокую стоимость. Затраты на их съемку и монтаж не идут ни в какое сравнение с затратами продюсеров на раскрутку нового певца. Это еще одна из причин того, что продюсеры заинтересованы в творчестве интернет-самородков.

На Западе такая спекуляция называется даровой экономикой. Один из ее теоретиков Малкольм Гладуэлл объясняет ее появление тем, что вокруг всего стало чрезмерно много: рекламы, информации, вещей и денег. Но, несмотря на это, по-настоящему ценным ресурсом являются внимание потребителей и репутация. А добывать их труднее всего.

Валерий СЮТКИН, певец:
– Технический прогресс и клипы, размещенные в Сети, никогда не вытеснят живую музыку. В России шоу-бизнес развивается прекрасно. Есть живой исполнитель. И суммарная аудитория его концертов, я уверен, превышает количество скачиваний ролика в Инете, поскольку давно известно, что российская модель шоу-бизнеса одна из лучших. Вот недавно заговорили о скачивании музыки за деньги. Я считаю, что это правильно: нужно вводить ограничения. Если ты думающий человек, то зайдешь на сайт, заплатишь деньги и получишь качественный продукт. А все эти появления новых имен в Интернете выглядят достаточно неожиданно и несерьезно.

Артемий ТРОИЦКИЙ, музыкальный критик:
– Это прекрасно, что в России развивается, наконец, альтернативная музыка. Шоу-бизнес в нашей стране помойный, существует в застарелых формах ХХ века. И то, что нам навязывают по телевидению, не терпит никакой критики. Другое дело Интернет, который дает возможность выбора. Вот простой пример. Перед Новым годом я записал любительскую песенку и выложил ролик на сайте MySpace. Я не рекламировал файл, не отправлял на него ссылку знакомым, но вскоре его скачивали по 11 тысяч раз в день. Я посмотрел статистику: это больше, чем количество скачиваний за тот же период клипа Димы Билана! Все потому, что в Инете совсем другая аудитория – не та, что следит за «Фабриками звезд». Причем эта публика не особо жалует то, что творится по телевидению. Поэтому рекламировать таким же образом Диму Билана бессмысленно. Как будет развиваться процесс? С одной стороны, подключатся продюсеры и станут вылавливать таких вот звезд-самоучек. Правда, этих продюсеров много быть не может, поскольку отечественный шоу-бизнес развивается достаточно лениво и медленно. С другой стороны, у того же Петра Налича уже есть свой продюсер. Если Наличу это нужно, то пусть его поклонники отовариваются таким продуктом. Если мне продюсер позвонит, то я пошлю его куда подальше.

Антон НОСИК, интернет-эксперт компании «СУП»:
– Артемий Троицкий может себе позволить отправить продюсера куда подальше, поскольку у него есть основной источник дохода. А музыкантам, пробивающимся через Интернет, нужно как-то деньги зарабатывать. То, что у звезд вроде Петра Налича появляются продюсеры, – очень хорошо. Прекрасно, что раскрутка через Интернет набирает обороты. Когда-то так прославился Сергей Лукьяненко, фантаст-любитель, разместивший в сети свой роман «Лабиринт отражений». Тогда о тиражах «Дозоров» он и мечтать не мог. Так же в шоу-бизнесе появилась группа «ППК». В общем, не первый год неизвестные люди обретают популярность благодаря Интернету. Другое дело, что в России этот процесс протекает медленнее, чем на Западе. За рубежом значительно лучше соблюдаются авторские права. Поэтому я прекрасно понимаю, почему у нас новоиспеченные интернет-звезды, попав в руки продюсеров, перестают бесплатно тиражировать свое творчество.