Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Эксперимент в Антарктиде мог закончиться страшной трагедией

Неудовлетворительная стабильность работы спутниковой группировки Глонасс наглядно показала, что опасный и бессмысленный эксперимент по проверке ее работоспособности в Антарктиде мог закончиться страшной трагедией для государства.

11 марта 2008 года все информационные агентства России распространили сообщение о том, что самолет Ил-76, на борту которого находились высокопоставленные сотрудники Правительства РФ во главе с первым вице-премьером Сергеем Ивановым, совершил посадку в Антарктиде, на ледовом аэродроме российской исследовательской станции «Новолазаревская». В ходе экспедиции была проверена работоспособность российской национальной спутниковой навигационной системы Глонасс.

Как сообщалось, работоспособность проверялась в обстановке, максимально приближенной к «боевой». Самолет с высокопоставленными сотрудниками Правительства заходил на посадку исключительно по сигналам Глонасс, при выключенном канале заведомо работоспособной американской системы GPS. В орбитальной группировке системы Глонасс в этот момент имелось 15 работоспособных спутников – существенно меньше не только штатного, но и минимально необходимого для ее надежной работы уровня, оцениваемого в 18 аппаратов.

Посадка на Южном континенте прошла успешно.Какой опасности подвергалась при этом экспедиция, стало ясно уже на следующий день. Удержать группировку на уровне 15 аппаратов не удалось.

Как сообщил 12 марта информационно-аналитический центр системы Глонасс, уже сутки спустя после посадки самолета с членами Правительства РФ в Антарктиде исключительно по сигналам Глонасс система лишилась одного из спутников – аппарат №720 (19 позиция 3 орбитальной плоскости) был выведен «на техобслуживание».

Выйди из строя в момент посадки самолета один из спутников, используемых при определении местоположения – и могла произойти страшная трагедия. Канал GPS навигации, который мог бы помочь в случае выхода из строя Глонасс, был преднамеренно выключен.

Такая постановка эксперимента – включающая преднамеренное отключение системы безопасности - опасно напоминает другой эксперимент, более известный широким массам по своим итогам как «Чернобыльская катастрофа».

Особенно опасно в таких экспериментах то, что, вопреки расхожему мифу, наличия четырех (и даже большего их числа) одновременно «видимых» навигационным приемником спутников, вообще говоря, недостаточно для работоспособности приемника. Необходимо, чтобы они равномерно располагались по верхней полусфере, не концентрируясь вдоль одной «линии» - в противном случае определение координат, несмотря на формально достаточное количество спутников, станет невозможным.

Условие равномерного расположения спутников (так называемый «геометрический фактор»), как правило, соблюдается в развернутых до штатного состава группировок. Однако при не полностью развернутой группировке – такой, как группировка Глонасс в настоящее время – возможны неожиданности.

Опасность, которой подвергалась антарктическая экспедиция при подобной постановке эксперимента, становится особенно ясной на фоне ненужности эксперимента как такового. Антарктида – худшее место на Земле, где стоило бы проверять работоспособность Глонасс.

Это связано, в частности, с тем, что в высоких широтах благодаря особенностям орбитального построения группировок глобальных навигационных систем, условия видимости спутников более благоприятны, чем в низких широтах. В Арктике и Антарктике спутники видны лучше, чем в умеренных широтах, где их и ждет основная масса пользователей.

Более того, условия Антарктиды – относительно равнинный рельеф, отсутствие растительности и практически полное отсутствие зданий, сооружений и источников электромагнитного излучения создают максимально комфортные условия для приема сигналов спутников, «висящих» низко над горизонтом; именно они особенно важны для точного определения местоположения приемника. В Антарктиде приему сигналов таких спутников мало что мешает; в реальных условиях иных континентов их приему мешают леса, высокие здания и сооружения и другие факторы, характерные для освоенных человеком территорий.

Строго говоря, более корректной явилась бы проверка стабильной работоспособности Глонасс в Москве, на Новом Арбате. Это – одна из причин, по которой контрольная станция ИАЦ Глонасс расположена не на далеком ледовом континенте, а в подмосковном Королеве.