Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Как защитить детей от интернет-агрессии

По последним оценкам экспертов, количество интернет-пользователей в России перевалило за 27 млн. Уже сейчас ко всемирной паутине приобщился каждый пятый россиянин, и этот показатель продолжает расти – в основном за счет детской аудитории, предупреждают специалисты. Как в этих условиях уберечь ребенка от негативного влияния виртуального мира, рассуждали участники круглого стола, организованного школьным инртернет-порталом. Его модератором стал художник-карикатурист, а по совместительству – врач-психиатр Андрей Бильжо.

Интернет-зло могуче и многолико, сошлись участники обсуждения: здесь и агрессивные сайты ненависти, и террористы, и инструкции по изготовлению анаши, и сатанизм, и порнография разных видов, включая экзотический "Русский инцест". Весь этот негатив утомителен и для взрослого, детям же и подросткам он особенно опасен. Подросткам – поскольку в их возрасте человек наиболее агрессивен и оппозиционен всему на свете, включая правила приличия и морали, а, значит, сильнее чем когда бы то ни было открыт для зла. Дети младшего возраста еще более уязвимы, ибо не способны критически относиться к информации – и уж тем более исходящей от взрослых людей.

Общество и профессиональное интернет-сообщество явно осознают все эти опасности и не сомневаются, что ребенка необходимо от них защитить. Вопрос только в том, кто (государство, школа, родители, интернет-сообщество?) и как (запретами, убеждениями, воспитанием?) должен это делать. По этим позициям, как показало обсуждение, единодушия в обществе нет.

Сошлись лишь на том, что голые запреты не помогут. Во-первых, потому что цензура в интернете, по словам эксперта Российского общественного центра информационных технологий Урвана Парфентьева, «крайне сложна технически и практически невозможна юридически». Во-вторых, потому что «попытки запретить лишь вызовут обратную реакцию», – уверен психолог, академик Российской академии образования (РАО) Александр Асмолов. В-третьих же, потому что «ребенок влезает туда, где ему интересно», – довершил картину режиссер и сценарист детского киножуринала «Ералаш» Борис Грачевский. А раз так, согласились эксперты, то на первый план выходит труднейшая задача «научить ребенка этим не интересоваться».

Один из способов отлучить детскую аудиторию от «грязного и бессмысленного пространства», по мнению директора Центра социологии образования РАО Владимира Собкина, – воспитание эстетического вкуса. А это в наших условиях возможно только в семье, поскольку «в наших учебных заведениях нет курсов визуальной грамотности и обучения языку кино», отметил он.

Впрочем, родителям сейчас не до детей, тут же признали участники слушаний. Так что пока они работают, приобщением детей к «правильному» интернету и сетевой культуре должны озаботиться школьные учителя и воспитательницы детских садов, с которыми дети проводят большую часть дня. Однако неувязка возникла и здесь. Выяснилось, что российские детские сады до компьютеризации пока не доросли, а школы хоть и компьютеризированы на 100%, но стать компьютерными гуру не могут: большинство учительниц – дамы преклонного возраста и разбираются в интернете гораздо хуже своих учеников.

В итоге единственной реальной надеждой защитить детей от агрессии в интернете осталось саморегулирование интернет-сообщества. Причем первые попытки подобного опыта, как оказалось, уже есть. Пока они ограничивались общественной экспертизой интернет-ресурсов. Но отныне, решили участники круглого стола, основной упор нужно делать не на фильтрацию, а на конкуренцию. «Убрать негативную информацию из интернета невозможно. Но можно ее перебить, создав полезные и, главное, интересные для современного ребенка ресурсы», – заявила замдиректора Центра социальных инноваций Эвелина Алиева.

Таким образом, образовательная сеть собирается вступить в конкуренцию с негативной и победить ее. А чтобы это действительно произошло, в создании новых ресурсов должны участвовать сами дети – лучше, чем кто бы то ни было знающие интересы молодежной аудитории, решили участники слушаний. Жаль только, подытожил обсуждение модератор Бильжо, что непонятно, откуда возьмутся «талантливые и бескорыстные люди, готовые сделать эти конкурентоспособные ресурсы». На помощь государства в их розыске и финансировании общество явно не рассчитывает.