Макаки-резус различают голоса сородичей

Группа учёных под руководством Кристофера Петкова (Christopher Petkov) из института биологической кибернетики Макса Планка (Max-Planck-Institut für biologische Kybernetik) в Тюбингене (Tübingen) провела эксперимент, в ходе которого выяснилось, что макаки-резус, возможно, так же, как и человек, могут распознавать голоса.

У человека "голосовой отдел" расположен в слуховой зоне коры головного мозга, он активируется, когда мы слышим чьи-либо голоса.

До сих пор биологам не было ясно, сформировался ли этот отдел в ходе эволюции разговорных навыков человека или же он есть у всех приматов (кстати, о связи между восприятием и производством речи у младенцев читайте здесь).

Однако известно, что различные звуки (своего рода "речь") способны распознавать даже сурикаты и тем более гиббоны, крохи-воробьи прекрасно различают человеческие языки, а мыши-песчанки — человеческие гласные.

Теперь же подопечные Петкова с помощью функционального магниторезонансного исследования (functional magnetic resonance imaging — fMRI) обнаружили, что и у макак-резусов тоже есть так называемый голосовой отдел.

Эксперимент проводили на семи макаках (Macaca mulatta). Им проигрывали различные звуки, а затем устанавливали, какие части их мозга при этом активизируются.

Выяснилось, что некоторые области мозга (расположенные близко к тому месту, где у человека находится голосовой отдел) реагируют на воркующие и урчащие звуки, присутствующие в "речи" макак, и почти не откликаются на прочие звуки окружающей природы (к примеру, на раскаты грома или писк насекомых, а также на "говор" других животных).

Дальнейшие тесты показали, что те же участки мозга одной отдельной макаки-резус были более чувствительны к различиям в чужих "голосах", нежели к различиям в звуках, издаваемых этой же особью.

"Это означает, — делает зловещее заключение Петков, — что мы можем использовать макак-резус как модель для лечения человеческой "голосовой слепоты" (заболевания, при котором пациент не различает других людей по их голосам)".