Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Крейсеру "Юрию Долгорукому" не могут подобрать боевую оснастку

Атомный подводный крейсер стратегического назначения "Юрий Долгорукий" на днях был пришвартован у достроечной стенки ФГУП ПО "Севмаш", расположенного в Северодвинске Архангельской области. "Спуск подлодки на воду ознаменовал завершение серьезного этапа работ, которые были проведены после вывода корабля из стапельного цеха. "Испытания субмарины и передача ее Военно-морскому флоту пройдут в соответствии с генеральным графиком строительства", - сказано в пресс-релизе предприятия.

Головной стратегический ракетоносец (РПКСН) четвертого поколения "Юрий Долгорукий" был выведен из стапельного цеха для достройки еще в апреле 2007 года. Лодка является головным кораблем проекта 955 "Борей", как и два ее спутника - РПКСН "Александр Невский" и "Владимир Мономах", строительство которых только ведется. Стоимость госконтракта на создание подлодки составила 23 млрд. рублей, 14 из которых пошли на строительство. Объем гособоронзаказа на 2007 год на строительство "Юрия Долгорукого" составляет 4,92 млрд. рублей. АПЛ проекта 955 является дальнейшим этапом модернизации подводных лодок с баллистическими ракетами проекта 667А и ее последующих модификаций (Б, БД, БДР, БДРМ). Подводные ракетоносцы проекта 955 призваны стать основой морской составляющей стратегических ядерных сил России в XXI веке.

К сожалению, как это часто бывает с принципиально новыми кораблями, не все обстоит гладко. В этом смысле "Долгорукий" не исключение. Взять хотя бы объявленные ранее сроки спуска корабля на воду и передачи его флоту. Они менялись столь часто, что рябит в глазах: 2002-2003 годы, 2004-2005 годы, просто 2005 год, до 2005 года, 2006 год - передача в состав флота. Согласно последним заявлениям флот получит первый "Борей" в текущем году. Однако можно с уверенностью сказать - в этом году флот лодку не получит. И не потому, что должностные лица врут. Виноваты причины объективные. Действительно, постановка к достроечной стенке - очень важный этап в производстве корабля. Фактически это означает, что его корпус и основные системы смонтированы и частично работоспособны. Напомним, крейсер вывели из эллинга в апреле прошлого года. Как правило, от момента вывода из эллинга до момента спуска на воду проходит день-два. В случае с "Долгоруким" этот срок растянулся на 10 месяцев.

Самая, на первый взгляд, естественная причина такой задержки (с которой охотно соглашались в частных беседах представители "Севмаша") - спусковая камера 55-го цеха предприятия занята проданным Индии авианосцем "Адмирал Горшков", работы на котором ведутся ускоренными темпами. Между тем "Горшков" (точнее, теперь "Викрандията"), судя по всему, находится на ходу, но даже если это предположение неверно - отбуксировать его из бассейна на время не такая уж колоссальная проблема. Скорее, тут дело в другом: строители и заказчики не определились в выборе основного вооружения крейсера - баллистических ракет. При закладке корабля предполагалось, что он будет вооружен тяжелыми МБРПЛ "Барк" производства ГРЦ им. Макеева, разработка которых по непостижимым уму причинам прекращена на стадии стендовых испытаний, хотя замечания специалистов по первым трем пускам имели, в основном, производственный характер и были вполне учтены в четвертом изделии. Однако проект закрыли, передав тематику твердотопливных ракет для субмарин в Московский институт теплотехники (МИТ, в прошлом - предприятие "Горсвет"), прежде такими изделиями не занимавшийся. В результате на свет появилась злополучная "Булава" с заведомо худшими, чем у "Барка", характеристиками, довести которую до летного состояния не удалось и после 12-ти пусков - изделие отказывается работать штатно.

Какие остаются варианты? Самый оптимистичный - "Булаву" доведут до ума (при этом ее характеристики - например, по забрасываемому весу - все равно останутся на уровне более низком, чем у предыдущего поколения). Тогда в следующем году корабль, возможно, передадут флоту. В противном случае "Долгорукому" грозит судьба "Дмитрия Донского" - на долгие годы крейсер станет плавучей платформой для доводки некоей новой твердотопливной ракеты вроде "Булавы-М", для ускорения процесса сделанной по принципу "с миру по нитке" на базе существующих изделий. Еще одна возможность, чисто умозрительная, заключает "Взгляд", - ГРЦ возобновляет работы по "Барку", и ракета удается - тогда дело может ограничиться модернизацией ракетных шахт. И, наконец, крейсер оснастят комплексом "Синева" (возможно, модернизированным) того же ГРЦ. Сейчас эти ракеты составляют основу стратегической компоненты российских ВМС и стоят на вооружении ПРКСН проекта 667 БДРМ. В таком случае кораблю будет целиком "ампутирован" ракетный отсек и заменен новым. На эту операцию, по предварительным оценкам, уйдет года три. Последнее предположение кажется вполне вероятным - прошлогодним решением правительства срок службы "Синевы" определен до 2030 года. Так или иначе, сейчас вряд ли кто-нибудь, кроме самых посвященных в производственные секреты, отважится дать точный прогноз о сроках вступления крейсера в строй.