Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




На что надеются торговцы легальными записями в Рунете?

Сайты Fidel.ru, Soundkey.ru и Mp3.ru, по собственным оценкам, втроем контролируют порядка 95% продаж лицензионной музыки через Интернет в России. Сколько это в деньгах? На такой вопрос вам не ответят ни аналитики рынка, ни сами торговцы. “Продажи настолько копеечные, что считать их просто смешно”, — отмахивается гендиректор Soundkey София Соколова. Все три сайта, по признанию владельцев, работают “в режиме инвестиций”. То есть в убыток. Однако их пример не отпугивает других желающих заняться торговлей записями в Сети. О скором открытии собственных музыкальных сайтов заявили интернет-провайдеры “Комстар-Директ” (торговая марка “Стрим”) и “Комкор-ТВ” (марка Akado). Но зачем же им понадобился этот “смешной” бизнес?

Эксперт Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Алексей Черняев оценивает объем музыкального рынка Рунета в $25-30 млн в год. На нем правят бал сайты, торгующие по договору с Федерацией правообладателей по коллективному управлению авторскими правами (ФАИР) или Российским обществом по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС). Это как бы законная схема: сайты перечисляют проценты с продаж ФАИР или РОМС, а те должны расплачиваться с музыкантами и прочими правообладателями. Но правообладателям непонятно, почему кто-то посторонний получил право торговать их лицензиями. Поэтому они отказываются от денег ФАИР и РОМС, называя их деятельность пиратской. Но засудить пиратов студиям пока не удается. Universal, Warner, Sony BMG и EMI не оставляют попыток, но странные российские законы им пока не по зубам. Легальные с точки зрения западных компаний интернет-магазины, заключившие прямые договоры на торговлю записями, не слишком популярны у наших меломанов. Во-первых, белые записи дороги. Студии устанавливают свои цены, да еще требуют выплачивать до 80% комиссионных с продаж. ФАИР же только в этом году подняла ставки до 50%, а РОМС и вовсе берет лишь 15%. Во-вторых, у легальных сайтов хуже выбор. Пираты берут песни из тысяч источников, а у честных торговцев источник только один. “Мы до сих пор не полностью закачали себе каталоги Sony и Universal. Процесс скачивания продолжается каждый день”, — жалуется гендиректор Fidel Solutions Борис Голиков. Пока у Fidel.ru лишь 14 000 альбомов, а у Soundkey.ru и того меньше — 4500. Средний же пиратский сайт предлагает посетителям несколько сотен тысяч альбомов.

Унылая картина? Но легальные торговцы полны надежд. С января 2008 г. вступит в действие IV часть Гражданского кодекса, согласно которой продавать музыку можно будет, лишь заключив договор непосредственно с правообладателем либо через Российское авторское общество. Которое в отличие от ФАИР и РОМС будет торговать лицензиями только с согласия студий, а не по своему усмотрению.

У легальных сайтов должно появиться преимущество. “Теоретически мы готовы сотрудничать даже с теми компаниями, которые до этого момента работали через ФАИР и РОМС. Но для начала пусть они выплатят нам те деньги, которые должны. А это сотни тысяч долларов”, — говорит директор по цифровым продажам Sony BMG Леонид Агронов.

Получается, что смысл терпеть убытки, торгуя исключительно лицензионными записями, есть. Fidel Solutions намеревается вложить в свой сайт еще $3-4 млн. Часть средств уже потрачена на новое программное обеспечение и заключение договоров. Свободные мощности Fidel.ru рассчитаны на дополнительные 220 000 посетителей в день (при том что сейчас их считаные тысячи). Остальные средства пойдут на маркетинг и рекламу.

Новым игрокам поучаствовать в разделе будущего пирога будет непросто. Создать даже небольшой интернет-магазин с нуля довольно дорого. Основатель портала Mp3.ru Сергей Жуков говорит, что начинать придется минимум с $250 000. “Эти затраты разделятся примерно пополам. Одна половина пойдет на покупку прав, вторая — на техническую часть”. Техники и софта потребуется много: несколько серверов, мощные каналы связи, программная начинка сайта, система защиты и онлайн-статистики, благодаря которой компания-правообладатель будет точно знать, какое количество треков было скачано.

Стоит ли игра свеч? “Мы надеемся окупиться через два-три года. Если, конечно, удастся выйти на объемы продаж, соизмеримые с продажами пиратских сайтов”, — говорит Жуков.

Потенциал рынка огромен. В России, как и в большинстве других стран мира, песни все еще покупают в основном на дисках. Но, по прогнозу PricewaterhouseCoopers, уже в 2010 г. мировые продажи музыки через Интернет достигнут $22,8 млрд, превысив продажи привычных нам CD и DVD.