Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




“Икона” ИТ-мира

В 2007 году в России вышла книга "IКона. Стив Джобс", авторами которой стали Джеффри С. Янг и Вильям Л. Саймон. Первый - журналист, второй - автор более 20 книг на разные темы. И вот эта самая книга по случаю судьбы (смеюсь) попала мне в руки.

Признаюсь, "IКона" - это первая книга, посвященная Джобсу и компании Apple в частности, которую я прочитал. Ранее были только статьи, публикации на блогах и др. различные материалы, которые так или иначе мне попадались на глаза. Поэтому рецензия может быть слишком уж субъективной. А теперь все по порядку.

Хочу сразу предупредить читателя, если вы боитесь разочароваться в Стиве Джобсе, то не читайте дальше ни эту статьи, ни названную мною книгу. Я серьезно :-)

Книга состоит из трех частей:

1. Взлеты и падения. Как понимаете, тут речь идет о том, как все начиналось, как появилась "гаражная" компания, о первых компьютерах фирмы Apple. И главное, об изгнании из собственной компании "иконы". Как потом скажут журналисты: "На этот раз Джобс проиграл войну". Еще из этой части вы узнаете про приемную семью великого Стива.

2. Новое начало. После того, как Джобс покинул Apple (не по своей воле), ему пришлось начать новое дело. Естественно, новое - это хорошо забытое старое. Создав компанию Next по производству мощных компьютеров для бизнеса, внутренне Стив Джобс хотел конкурировать с Apple. Ему, правда, не позволили, боясь конкуренции, да и чего таить греха, у него это не получилось бы. Все тем же журналистам владелец новоиспеченной компании однажды заявил: "Трудно себе представить, что компания стоимостью в 2 млрд. долл. и персоналом численностью более 4300 человек (речь об Apple) не сможет конкурировать с командой из шести человек в синих джинсах". Журналистам это понравилось. Они очень любили и любят Стива за красноречивость и интерес публики к его персоне. Узнаете о том, как Джобс купил компанию Pixar, вложив в нее безумное количество денег, заключил договор о сотрудничестве с Disney.
"Новое начало" - самая большая часть, которая посвящена полностью тому времени, когда Джобс был далек от того, что происходило в Apple, компании, которую он создал и без которой не мог.

3. Формирование будущего. В этой части слишком много повторов. Буду точнее: ряд мыслей уже звучал в предыдущих частях.Тут вы прочитаете про успешное IPO Pixar и как Стив снова стал миллионером. Про возвращение в Apple и создание iPod. Думается мне, что если бы Стив не вернулся, то Apple сейчас была бы совсем другой компанией.

А теперь про ложку дегтя.

Авторы книги о Стиве Джобсе реально дают понять, что человек, которого считают "иконой" не создал на самом деле ничего. Все идеи, якобы принадлежавшие Стиву, на самом деле были выдвинуты либо его друзьями, либо коллегами и подчиненными. Но Стив все и всегда присваивал себе. Он не дорожил дружбой и семьей (до определенного времени). Например, свою дочь Лизу он не то, чтобы не признавал, он даже отказывался выплачивать ей мизерные алименты, не смотря на то, что им (матери и дочери) приходилось какое-то время не жить, а существовать.

То, как Джобс поступал с сотрудниками можно назвать лишь рабством. Рабочая неделя должна быть равной не 40 часам, как это принято, а минимум 90 (!). В общем, служащие компании, где у штурвала стоит Стив, должны забыть не только о том, что такое семья и личная жизнь, но и о том, что нужно есть и спать. Я, конечно, чуть преувеличиваю, но рабочая неделя в 90 часов - это слишком.

Отношение к партнерам было не лучше, чем к коллегам. Стив Джобс мог запросто вести переговоры с крупными компаниями в течение длительного времени (более года), но в самый последний момент, в день подписания, решал, что сделка не состоится. Зачем так? Не знаю.

Отношение к жизни у Стива изменилось после того, как он встретил женщину, которая стала его женой. Подробности, уже читайте сами.

Выводы, которые я сделал, прочитав книгу.

* Бизнес - это увлекательная игра, похожая на войну.
* Гениальный и уникальный продукт - это лишь часть успеха. Товар обязательно надо показать потребителю и научить его пользоваться им.
* В бизнесе нужен лидер, за которым пойдут не только сотрудники, но и толпа.

Что касается моей рекомендации относительно того читать вам эту книгу или нет, то однозначного совета у меня не родилось. Скорее всего, читайте, но не зачитывайтесь. Лично мне очень понравились первые главы, где Стив еще юный и активно увлекается буддизмом. :-) Но этот отрывок больше напоминает художественное повествование, нежели бизнес-литературу.

Кстати, если вы уже читали книгу, то поделитесь своими впечатлениями. Очень интересно, какие вы сделали выводы, после прочтения данной книги.