Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Су-34 поступает на боевую службу

Многофункциональный фронтовой бомбардировщик Су-34 успешно прошел второй, заключительный этап государственных летных испытаний. В ближайшее время по результатам проведенных испытаний будет подписан соответствующий акт и самолет официально будет принят на вооружение ВВС России, об этом сообщают информагентства. Как известно в декабре 2010 года четыре таких самолета ВВС уже получили и приступили к эксплуатации новых бомбардировщиков.

Су-34 начал разрабатываться в 90 годы прошлого столетия, этот самолет должен был стать первым представителем нового класса боевой авиатехники – многофункциональным авиационным боевым комплексом, совмещающим в себе функции фронтового бомбардировщика и истребителя. Такое сочетание боевых качеств позволило бы более эффективно решать боевые задачи по поражениям морских, наземных и воздушных целей.

Планировалось, что новый самолет сможет заменить устаревшие морально и физически самолеты находящиеся на вооружении ВВС. Надо отметить, что история создания Су-34, как нельзя полно отражает проблемный период постигший на рубеже тысячелетий, как отечественное авиастроение, так и Вооруженные силы в целом.

При создании Су-34 главной задачей для конструкторов являлась задача совмещения высокой маневренности и скорости с дальностью полета и большой боевой нагрузкой. За основу при разработке нового самолета был взят самый современный на тот момент, вобравший в себя все новейшие достижения авиатехнологий и аэродинамики Су-27. Перспективный истребитель-бомбардировщик получил обозначение Су-27ИБ, в январе 1983 года был подписан соответствующий приказ и ОКБ Сухого приступило к разработке новой боевой машины.


Су-27


Су-27ИБ

Создание нового самолета задумывалось также, как ответ заокеанским авиастроителям разработавшим «многоцелевой истребитель» F-15E, который был создан на базе учебно-боевой модификации истребителя F-15В. Су-27ИБ создавался также, как модификация учебно-боевого Су-27УБ. Планировалось практически без изменений сохранить конструктивно-компоновочную и аэродинамическую схемы, большинство технических решений и боевые возможности прототипа. Основные же изменения и доработки должны были коснуться массы и номенклатуры боевой нагрузки, также планировалось установка нового БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование).


F-15E

Но в процессе дальнейшей работы над проектом самолет претерпел значительные изменения. Так, например для повышения безопасности и эффективности боевого применения было решено размещать экипаж боевой машины рядом (как на Су-24) это позволило облегчить взаимодействие между членами экипажа, избежать дублирования приборов и обеспечить достаточно комфортное размещение экипажа во время многочасовых полетов. Также самолет оснастили передним горизонтальным оперением для устойчивых полетов на любых скоростях и высотах, воздухозаборники двигателей были сделаны нерегулируемыми.

В конечном итоге конструкторам пришлось основательно перепроектировать фюзеляж: нос самолета стал совершенно новым – с эллиптическим носовым обтекателем и новыми наплывами крыла; значительно изменились обводы гаргрота и обтекателей шасси; весомо возрос объем топливного бака № 1; перепроектированы воздухозаборники и частично изменены хвостовые балки. Но некоторые преемственные черты Су-27, все-таки были сохранены в частности крыло и ПТО. В результате проведенной работы внутренний полезный объем планера увеличился на 30%, новая машина потяжелела более чем на треть, а по взлетной массе – более чем в полтора раза.

Существенно возросли и возможности БРЭО, в состав которого вошли: многофункциональная БРЛС с ФАР, встроенная оптико-электронная обзорно-прицельная система с телевизионным и лазерными каналами для обнаружения и распознавания наземных целей и наведения на них оружия, тепловизионная аппаратура в подвесном контейнере для обеспечения круглосуточного боевого применения, радиолокатор заднего обзора, аппаратура навигации, радиосвязи, мощный комплекс радиоэлектронного противодействия и другие системы.

Новый самолет мог нести целый арсенал управляемого (управляемые ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», корректируемые и управляемые бомбы) и неуправляемого (до 8000 кг на 12 точках подвески, бомбы КМГУ, НАР) вооружения.

13 февраля 1992 года на белорусском аэродроме «Мачулищи» новый перспективный самолет был впервые продемонстрирован общественности. В том 1992 году новая боевая машина приняла участие в авиавыставке в Жуковском, а осенью 1993 года по штатным чертежам был изготовлен первый Су-27ИБ (Т10В-2, борт № 43).

Но к 1994 году стало понятно, что создать, как планировалось «два в одном» из Су-27ИБ не получится. Существенное увеличение в весе, хорошее бронирование и мощное вооружение не давало новому самолету возможности на равных противостоять «чистым» истребителям, изначально подготовленным к завоеванию превосходства в воздухе. Су-27ИБ был переквалифицирован в стандартный фронтовой бомбардировщик, который отличался от похожих самолетов наличием приличного арсенала ракет класса «воздух-воздух» и мощной РЛС.

В 1995 году в Ле-Бурже был продемонстрирован еще один вариант Су-32ФН. Двухместный морской патрульно-ударный авиационный комплекс берегового базирования, предназначенный для ведения разведки на морских ТВД и борьбы с кораблями и подводными лодками противника. От базового самолета он отличался составом БРЭО и вооружения, в который могли включаться специальные средства обнаружения и поражения морских целей. В частности, комплексная поисково-прицельная система «Морской змей» на основе модифицированной РЛС, оптико-электронной системы, магнетометра, радиогидроакустических буев и ряда других датчиков, а также широкой номенклатуры вооружений класса «воздух-море», включая противокорабельные ракеты большой дальности и самонаводящиеся торпеды.


Су-32ФН

В 1996 году в Новосибирске был построен еще один предсерийный самолет, получивший новую систему индикации – с цветными МФИ. Впоследствии он был переименован из Су-32ФН в СУ-32МФ (многофункциональный).

С началом нового тысячелетия программа развития будущего Су-34 резко активизировалась. В 2000 году уже второй предсерийный самолет (Т10В-4) был продемонстрирован на авиавыставке в Фарнборо. Эта модификация активно продвигалась на экспорт но несмотря на выгодные предложения потенциальным заказчикам добиться больших успехов в этом направлении не удалось.

В 2002–2003 годах программа по разработке Су-34 все-таки получила хороший толчок и начала активно развиваться. Как подчеркивал на МАКС-2003 генеральный директор ОКБ Сухого Михаил Погосян, «программа Су-34 – одна из важнейших для ВВС России… Мы вышли на этап устойчивого проведения летных испытаний самолета, подключили дополнительные машины и летающую лабораторию для отработки бортового радиолокатора».

В итоге летом 2003 года был успешно завершен первый этап совместных государственных испытаний Су-34 и подписано предварительное заключение о запуске самолета в серийное производство. А осенью того же 2003 года главком ВВС В. М. Михайлов заявил что ВВС в ближайшее время намерены заказать 10-серийных Су-34, а госиспытания планировалось завершить уже в 2004-2005 годах. Но эти планы в дальнейшем, как у нас и бывает, пришлось существенно подкорректировать.

От своего базового прародителя Су-27, новый самолет Су-34 получил богатое «наследство», но также он имеет и ряд существенных отличий. Например, просторную бронированную кабину, оборудованную прибором для приготовления пищи, термосом, аптечкой и ассенизационным устройством. Поимо этого новая машина имеет:

– новое информационно-управляющее поле кабины с пятью многофункциональными ЖКИ и модифицированным индикатором на фоне лобового стекла, а также модифицированное пилотажно-навигационное оборудование;

– переднее горизонтальное оперение на торцах наплыва крыла изменой конфигурации;

– воздухозаборники – всережимные, нерегулируемые;

– под каждой консолью крыла оборудованы по одному дополнительному узлу подвески вооружения (максимальная масса боевой нагрузки – до 8000 кг); и другие.

В начале осени 2010 года главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин во время посещения авиабазы в Воронеже заявил, что в 2011 году первые серийные Су-34 поступят на вооружение в подразделения данной авиабазы. Остается только надеяться, что в этот раз планы по Су-34 корректироваться в худшую сторону уже не будут.