Телескоп Kepler нашел "второе Солнце"

Американская космическая обсерватория NASA обнаружила новую планетную систему, похожую на Солнечную. Cам факт обнаружения новой системы позволяет говорить о существовании планет, на которых возможна жизнь, считают американские эксперты. Новой системе уже присвоили имя «Kepler-11». Она находится в двух тысячах световых лет от Земли.

Свое название новая система получила неслучайно. Дело в том, что открытие было сделано с помощью специального космического зонда «Kepler», который предназначен для поиска похожих на Землю планет, находящихся за пределами Солнечной системы. Принцип поиска планет, по которому работает космическое устройство, основан на так называемом транзитном методе: зонд фиксирует колебания яркости звезд при прохождении планеты по ее диску. С помощью зонда «Kepler» исследователями и ранее был обнаружен ряд планетных систем, однако ни одна из них не могла похвастаться таким количеством планет: все из обнаруженных ранее систем содержали не более трех планет.

Звезда по имени Кеплер

Открытие системы «Kepler-11» значимо, прежде всего, в техническом плане, заявил GZT.RU кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга (ГАИШ) МГУ Владимир Сурдин. «Дело в том, что телескоп „Kepler“ на протяжении двух лет не выдавал особенно сильных результатов. У него были неполадки, и было непонятно, окупятся ли вложенные в него средства. Сейчас же ясно, что усилия были потрачены не зря. Те, идеи которые были изначально заложены, сейчас работают. Аппарат открыл около 1000 экзопланет. Это вдвое больше, чем за последние 15 лет открыли остальные наземные космические обсерватории»,— объясняет Владимир Сурдин.

Новая система состоит, по меньшей мере, из 6 планет, которые также имеют свои названия: Kepler 11 b, c, d, e, f и g. Буквы в названии планет соответствуют порядку их расположения. Примечательно, что все шесть планет крупнее Земли. Так, самые большие из обнаруженных планет сравнимы по размерам с Ураном и Нептуном.

«Это одна из самых интересных планетных систем. Звезда— точная копия Солнца. Правда, сами планеты от Земли отличаются. Так, например, они крупнее, но находятся в той области, где возможна жизнь»,— уверен Сурдин.

Миссия «Kepler»

Космический телескоп «Kepler» был запущен в марте 2009 года. С тех пор ведет наблюдения за той областью космоса, где, по мнению астрономов, содержится наибольшее количество звезд, похожих на Солнце и находящихся сравнительно недалеко от Земли. Миссия телескопа «Kepler» рассчитана на 3,5 года, однако, возможно, что она может и продлиться. Ранее исследователи заявляли, что с помощью Кеплер им удалось обнаружить более 700 объектов, похожих на экзопланеты, при этом 400 из них представляют особый интерес.

Самая компактная

Еще одна особенность этого «новичка Вселенной» заключается в том, что все пять внутренних планет обнаруженной системы находятся гораздо ближе к своей звезде, чем планеты Солнечной системы к своему светилу. Например, внутренняя планета «Kepler 11 b» в десять раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу. А вот Kepler 11 с, d, e и f в этом плане «превосходят» Меркурий. «Kepler 11 g» расположен дальше от своей звезды, чем Меркурий от Солнца, но при этом ближе, чем Венера.

Новую систему можно считать самой компактной из всех известных на данный момент. Интересно, что такая компактность никак не повлияла на стабильность системы. «Сама звезда гораздо старше Солнца. Планета может просуществовать еще долго»,— делится наблюдениями Сурдин.

Выгодный состав

Ученым удалось определить не только размер и массу планет, но и узнать их состав. Выяснилось, что планеты состоят из смеси газов, скал, а также, возможно, из воды. При этом скалистые материалы составляют большую часть массы планет, в то время как газ служит для «придания дополнительного объема».

При оценке возможности обнаружения жизни на других планетах исследователи, в первую очередь, смотрят на температурные показатели. Так, к примеру, планета должна находиться в так называемой «зоне жизни», где значения температуры не слишком высокие, но и не слишком низкие. «Например, планеты системы „Глизе 581“ попадают в „зону обитаемости“. Даже в Солнечной системе жизнь возможна скорее не на планетах, а на их спутниках»,— говорит Сурдин.

Стоит отметить, что далеко не все эксперты готовы отнести открытие планетной системы «Kepler-11» к разряду сенсаций. Так, к примеру, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией Института космических исследований РАН Леонид Ксанфомалити заявил GZT.RU, что назвать открытие значимым нельзя.