Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Ад каннибалов или как вырастить ребенка счастливым

Одних нравы и образ жизни примитивных народов, живущих в тропических лесах Южной Америки, приводят в ужас, другие же считают, что у этих народов есть чему поучиться

«Дикие» индейцы Венесуэлы составляют всего около 1% населения страны. Их образ жизни до сих пор практически не изменился в основном потому, что проживают они в самых труднодоступных местах — среди болот, полчищ москитов и прочих неприятных обитателей дождевого леса. Но и эти места перестали быть заповедными: сюда все чаще приезжают исследователи, миссионеры и просто любопытные. Их посещения не проходят бесследно — и все больше индейских деревень оказываются связаны со внешним миром. Юные индейцы учат испанский и португальский языки, чтобы общаться с соседями — венесуэльцами и бразильцами.

По мнению антропологов, если ситуация не изменится в ближайшем будущем, если правительства Венесуэлы и Бразилии, на границе которых проживают такие племена как яномами и макиритаре, не начнут бороться за сохранение их самобытности и уединенности, лет через десять от этих маленьких народов не останется и следа.

Между тем, европейцы до сих пор очень мало знают об этих народах и их образе жизни и до сих пор стремятся сделать из них пугало.

«Каннибал холокост»

Руджеро Деодато (Ruggero Deodato) снял фильм о достаточно многочисленном племени индейцев, живущем на территории Венесуэлы, — яномами. В фильме много документальных и якобы документальных вставок: пейзажи, мир джунглей, аборигены. В центре сюжета — поиск пропавшей экспедиции, состоявшей из четырех отважных молодых людей, трех парней и девушки, которые путешествовали по всему миру и снимали все, что их интересовало, на кинокамеру. Молодые люди бесследно исчезли, и через некоторое время по их следу отправился известный антрополог в сопровождении нескольких военных. Добившись расположения шамана племени (ради чего ему пришлось съесть сырую человеческую печень), ученый возвращает кинопленки, которые индейцы использовали в качестве амулетов и украшений. На этих пленках оказывается запечатлено путешествие молодых энтузиастов.

Полфильма состоит из этих якобы документальных кадров, снятых настолько реалистично, что даже самому закаленному зрителю становится жутко до тошноты. Здесь и изнасилования, и убийства, и кровавые ритуалы. Попутно выясняется, что «цивилизованные» путешественники обращались с индейцами как с животными, выгоняли их из поселений, поджигали дома, насиловали их женщин, тщательно фиксируя все эти драматические моменты на камеру. Причем молодые люди были настолько увлечены съемкой, что не остановились даже тогда, когда вконец обозленные индейцы начали охоту на них самих. На найденных пленках оказалась зафиксирована гибель всех четверых, одного за другим. Последний оставшийся в живых до последнего момента снимал то, как убивали и расчленяли его друзей — пока сам не стал жертвой мщения каннибалов-яномами.

Хитроумный Деодато подписал с актерами, исполняющими главные роли в этом фильме, контракт, по которому они не должны были контактировать со средствами массовой информации или сниматься в каких бы то ни было фильмах в течение года после выхода «Каннибал холокост» (в российском прокате «Ад каннибалов») на экраны. Эта ситуация, естественно, порождала массу слухов, вплоть до самых невероятных — что актеры действительно умерли во время съемок, перед камерой. Видимо, эта жутковатая шумиха входила в планы режиссера, попытавшегося сделать свое кино как можно более реальным и пугающим.

Режиссер Сержио Леоне (Sergio Leone, 1929–1989), посмотрев фильм «Каннибал холокост», написал его создателю письмо, которое начиналось такими словами: «Дорогой Ружеро, прекрасный фильм! Вторая его часть — шедевр кинематографического реализма. Но все это кажется таким настоящим, что, боюсь, весь мир ополчится против тебя».

Премьера фильма состоялась 7 февраля 1980 года в Милане. Леоне оказался прав: за первые десять дней показа фильм собрал $2 млн, после чего был запрещен. Деодато был арестован по обвинению в убийстве нескольких актеров. Не желая провести остаток дней в тюрьме, Деодато обнародовал факт заключения с исполнителями главных ролей особого контракта и сообщил властям всю информацию относительно места их пребывания. Кроме того, ему пришлось объяснить, как были сняты некоторые сцены, выглядящие особенно натурально (напомним, что компьютерной графики тогда фактически не существовало). Особенно это касалось сцены, в которой герои находят женщину из племени, посаженную на кол, то есть пронзенную насквозь заостренным копьем. Режиссеру на полном серьезе предъявили обвинение в убийстве этой женщины, настолько реалистично были сняты жуткие кадры.

В конце концов режиссеру удалось оправдаться, с него были сняты все обвинения в убийствах, но фильм был запрещен к показу во многих странах мира — Италии, Австралии, Великобритании, Новой Зеландии, Малайзии, Сингапуре…

Разделывание туши (или, возможно, трупа?). Неудивительно, что у Деодато возникли крупные неприятности. Кадр из фильма «Каннибал холокост» Соревнование в варварстве

Однако, как отмечали уже в 1980-х годах многие критики, «Каннибал холокост» — это не просто потрясающе реалистичная страшилка, полная жестокости и крови. Это своего рода притча, рассказанная языком фильма ужасов. Суть ее в том, что наш цивилизованный мир совсем не так далеко ушел от племен, живущих на Амазонке, как принято считать. И что дай им волю, отпрыски приличных семей будут вести себя не лучше диких каннибалов, а то и хуже — потому что индейцы живут по своим законам, пусть и жестоким, в отличие от цивилизованных людей, которые не признают авторитетов и на правах сильнейшего считают себя в праве вмешиваться в жизнь «отсталых народов» самым грубым образом.

Деодато как бы задает вопрос: кто больше похож на чудовище — эти полуголые безобразные люди, поедающие мясо своих врагов, или рафинированные европейцы, снимающие на камеру, как их друзья забавы ради поджигают поселения индейцев и насилуют их женщин.

Однако фильм ужасов можно снять о чем угодно, в том числе о явлениях вполне безобидных — о клоунах, птицах, куклах… История кинематографа знает массу подобных примеров. После выхода фильма «Каннибал Холокост» кроме обвинений в излишней жестокости на Деодато посыпались более сдержанные обвинения — со стороны ученых-этнографов, изучавших индейские племена долины Амазонки и дельты Ориноко. Деодато собрал коллекцию необоснованных слухов, довел их до абсурда и просто грубо напугал своих зрителей, говорили они. Но научный язык часто оказывается куда менее убедительным, чем художественный, поэтому за индейцами Венесуэлы надолго закрепилась дурная слава диких каннибалов. Отчасти эта ситуация изменилась с появлением весьма впечатляющей книги, написанной женщиной по имени Флоринда Доннер.

Поселение яномами — вид сверху. В каждом таком жилище — шабоно — живет от 40 до 300 человек. Фото: из архива Vanderbilt University Взгляд изнутри

Флоринда Доннер (Florinda Donner) — одна из «женщин-воинов», то есть последовательниц известного писателя и эзотерика Карлоса Кастанеды (Carlos Castaneda, 1925/31–1998). Она родилась в Венесуэле, в семье немецких эмигрантов. Доннер написала несколько книг, так или иначе связанных с учением Кастанеды, «путем воина». Одна из них называется «Шабоно» и представляет определенный этнографический интерес, поскольку в ней подробно рассказывается о поездке автора в дебри Амазонки, где Флоринда со своими спутниками попадала в деревню тех самых индейцев-яномами. Смелая женщина решила остаться в шабоно на некоторое время, чтобы лучше узнать их мир.

Поскольку Флоринда была женщиной миниатюрной, небольшого роста и хрупкого телосложения, индейцы относились к ней как к ребенку — слишком уж она не походила на женщин яномами с их широкими бедрами и круглыми животами. Сначала индейцы научили ее своему языку, а затем, когда она стала все понимать, начали рассказывать о своих традициях и легендах, знакомить со своим жизненным укладом.

Книга Флоринды Доннер, написанная, в общем-то как художественное произведение, имеющее сюжет и некоторый налет мистики, описывает внешний облик и уклад жизни яномами достаточно точно и заставляет поверить в то, что она действительно провела какое-то время в их среде. Описанное ею во многом подтверждается научными наблюдениями.

Яномама живут в небольших деревнях, в жилищах, которые и называются «шабоно». Джунгли окружают деревню стеной и таят массу опасностей — здесь водятся ядовитые змеи, крупные хищники и прочие малоприятные существа. В каждом шабоно, огромный круглый дом под общим навесом из пальмовых листьев, с открытым пространством посередине, живет обычно 40–50 человек, изредка — до трех сотен. Каждая семья занимает какой-то сегмент этого круга, люди подвешивают там свои гамаки, разводят небольшие костры для приготовления пищи и отпугивания насекомых. Однако внутри шабоно стен нет, соседи никак не отгораживаются друг от друга, их жизнь носит общинный характер, хотя внутрисемейные связи крепки и к ним относятся с уважением.