Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Власть признала необходимость модернизации ТЭК

"Сегодня российский ТЭК – это приблизительно 12 % мировой торговли нефтью, углем и практически четверть мировой торговли газом, у нас четвертое место в мире по производству электроэнергии", – заявил президент Дмитрий Медведев в ходе своего выступления 13 января на заседании Совете безопасности РФ. По информации главы государства, энергетический сектор сейчас дает почти треть ВВП России, но его производственные мощности сильно изношены, и это уже угрожает экономической безопасности страны.

Отстает и технологический уровень российского ТЭК, а износ его мощностей, особенно в электроэнергетике, приводит к сбоям в энергоснабжении, в теплоснабжении, к техногенным авариям, в том числе, к таким страшным, как на Саяно-Шушенской ГЭС, констатирует президент. И делает вывод: нам нужно срочно заниматься модернизацией и внедрением инноваций в ТЭК.

То есть, получается, что именно это направление работы на ближайшие годы должно стать главным для ученых российского иннограда Сколково. Конечно, это вовсе не значит, что про высокие технологии в других сферах России нужно забыть. Просто для того, чтобы заниматься столь дорогостоящими проектами, которые принесут прибыль лишь в отдаленном будущем, нужно сначала создать научно-техническую и финансовую базу с помощью разработки технологий для компаний энергосектора, которые могут принести дивиденды уже сейчас.

Еще совсем недавно власти говорили о том, что модернизация российской экономики должна, в первую очередь, происходить в направлении "хай-тэк", а инновации ассоциировались в основном с нанотехнологиями.

"Есть такая дурацкая идея, что мы прекращаем заниматься сырьевой экономикой, добывать нефть и газ, и все садимся писать компьютерные программы, а потом будем ими торговать. Нужно понимать, что инновации необходимо продавать, а для этого нужны покупатели с деньгами. А кто у нас платежеспособные покупатели? Это газовщики, нефтяники и металлурги. Вот на них и должны быть рассчитаны все инновационные проекты", – считает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик Виктор Ивантер.

Как можно модернизировать, скажем, добычу нефти на буровой? "Очень просто. Сейчас у нас уровень извлечения нефти порядка 30-35 %, а мировой уровень достигает 60 %. Вот вам и точка приложения сил, – поясняет Ивантер. – Но сделать это можно только на основе инновационного прорыва в области разведки и эксплуатации скважин. В результате мы получим еще 200 млн. тонн нефти и, соответственно, дополнительные нефтедоллары. Или, скажем, добыча тяжелой нефти с больших глубин в Арктике – это совершенно инновационный процесс".

Между тем, запасы нефти в России выработаны более чем на 50 %, прогнозные ресурсы газа оцениваются в 165 трлн. кубометров, говорится в справочных материалах, распространенных перед заседанием Совета безопасности в Кремле. В документах также отмечается высокий износ энергомощностей: в электроэнергетике и газовой промышленности – 60 %, в нефтеперерабатывающей – до 80 %.

"Действующая сегодня система трубопроводного транспорта начала создаваться в послевоенные годы, и к 2010 году возраст более 50 % нефтепроводов превысил амортизационный срок эксплуатации. В связи с этим в настоящее время остро стоит проблема аварийных разливов нефти и нефтепродуктов при их транспортировке по трубопроводам. Причиной многочисленных аварийных разливов нефти являются коррозия и разрывы труб, износ используемого оборудования", – приводит пресс-служба Росприроднадзора слова начальника управления экологического контроля ведомства, заместителя главного госинспектора России Людмилы Плющ.

Кроме того, по ее словам, эксплуатирующие трубопроводы организации "не обеспечивают должным образом их охрану, допуская криминальные врезки, которые также приводят к загрязнению окружающей среды". В Росприроднадзоре также отмечают, что при возникновении аварийных ситуаций предприятия зачастую пытаются скрыть эти факты, либо информация об авариях доводится до сведения контрольно-надзорных органов через некоторый промежуток времени, что осложняет расследование случившегося и определение размеров загрязнения окружающей среды.

"В связи с этим необходимо законодательно предусмотреть ответственность, в том числе, за действия третьих лиц, со стороны обслуживающих трубопроводы организаций – за ненадлежащую охрану. А также ужесточить финансовую ответственность таких предприятий в виде увеличения штрафных санкций", – считает госинспектор.

Но одними лишь штрафами делу не поможешь, необходима срочная модернизация всего хозяйства ТЭК, считает президент Медведев. "Энергобезопасность в любом государстве рассматривается в качестве гарантии суверенного развития нации. То же самое относится и к нашей стране, хотя мы, казалось бы, энергией обеспечены больше, чем кто бы то ни было. Эта энергобезопасность прямо влияет на решение самых разных задач, прежде всего, конечно, социально-экономических, и на конкурентоспособность экономики в целом", – заявил он.

Кроме того, конъюнктура мирового энергетического рынка крайне нестабильна, что это было доказано событиями 2008–2009 года, она часто меняется не в пользу государств, которые производят энергию. Поэтому, как подчеркнул Медведев, правительство должно срочно разработать специальную доктрину энергетической безопасности и определиться с ее первоочередными мерами. В качестве этих первоочередных мер он предлагает создать условия для роста инвестиций, направленных на технологическое обновление ТЭК, стимулировать топливные компании к внедрению новых технологий, способных дать большую отдачу в нефте – и газодобыче.

Однако то, что власть, наконец, пришла к пониманию необходимости модернизации ТЭК – это только полдела. Нужно еще, чтобы все предложения Медведева не остались лишь на словах.