Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Госзакупки будут осуществляться через интернет

С начала 2011 года бюджетные организации будут делать заказы только на онлайн-аукционах.

Уже четыре года федеральные чиновники грозятся перевести все государственные учреждения на электронную систему закупок. Система виртуальных аукционов призвана сократить время подачи заявок, сэкономить бюджетные средства, усилить конкуренцию и снизить «взяткоемкость» системы госзаказа. С июля 2010 года заказы размещают на своих сайтах все федеральные учреждения, а с января 2011 года такая форма будет обязательна и в регионах.

Главное, без чего никакие закупки делать нельзя, – это электронно-цифровая подпись ответственного. Она должна заменить печати и персональные «закорючки» на всех электронных документах, которые обретут вскоре юридическую силу. Электронная подпись это не знакомый всем росчерк, по которому можно идентифицировать человека, а уникальный цифровой «ключ», который должен быть зарегистрирован в местном отделении Федерального казначейства.

Программное обеспечение для присвоения электронной цифровой подписи специальный консультант привозит в госучреждение на специальном устройстве, похожем на флэшку – маленьком диске с данными. Для работы с «ключом» нужна программа-криптопровайдер, которая обеспечивает защиту электронной подписи от доступа посторонних. Подпись – вещь сугубо индивидуальная, принадлежащая только одному конкретному сотруднику. Если на его место приходит новый служащий, сертификат на подпись нужно получать снова.

Естественно, что самостоятельно разобраться с тем, как работает электронная подпись, сотрудники бюджетных ведомств не могут. Поэтому начиная с этой осени по госструктурам ходят консультанты из ГУП «Информационно-аналитический центр», которые и устанавливают программы-криптопровайдеры, а также объясняют принцип работы с электронной подписью.

Проводить торги в России могут всего пять виртуальных электронных площадок, одобренных правительством. Именно операторы этих интернет-сайтов и ак-кредитуют потенциальных участников торгов для получения доступа к электронной площадке. Потенциальный подрядчик должен получить персональное имя пользователя и пароль для входа на сайт, а также – заветную электронную подпись, заверенную у оператора интернет-площадки. Причем если компания захочет работать на двух или трех площадках, столько же раз нужно будет проходить процедуру аккредитации.

Перед началом торгов госзаказчик размещает соответствующую информацию на своем сайте, а участники подают заявки на аукцион – через своего оператора электронной площадки. Оператор проверяет участников на предмет того, смогут ли они выполнить конкретную услугу, и принимает решение об их допуске к торгам. Затем в назначенный день и час начинаются торги – тут интернет-аукцион мало чем отличается от обычного. Ну разве что «шаг» выражается не в рублях, а в процентах от начальной цены.

По окончании аукциона на сайте публикуют протокол о завершении торгов, еще раз проверяют всех его участников. И тому из них, кто выиграл торги, в течение 10 дней присылают проект контракта с заказчиком (по электронной почте).

Увы, все новое, как правило, воспринимается с недоверием. Не говоря уж о том, что в госструктурах работают множество сотрудников, которые до сих пор общаются с компьютером на вы. Еще одна немаловажная проблема – в отсутствии необходимой техники на местах. К примеру, как прикажете размещать заказы на виртуальных площадках сельской школе, где есть единственный компьютер, выпущенный лет десять назад, причем к Интернету он не подключен?

В общем, вопросов по электронным аукционам пока больше, чем ответов. Ну а насколько успешным окажется принудительный перевод госорганизаций на систему виртуальных закупок, мы узнаем совсем скоро – по итогам первых торгов в январе 2011 года.