Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Беларусь: трансгенная инженерия не так страшна

Беларусь активно работает над созданием трансгенных организмов, заявил в Минске в начале августа заведующий лабораторией молекулярной генетики Координационного центра биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси Николай Картель. При этом он подчеркнул, что в Беларуси, как и в других странах СНГ, нет внедренных в производство трансгенных организмов.

Генная инженерия произвела революцию в сельском хозяйстве. Благодаря внедрению в промышленных масштабах наработок в области трансгенных организмов удалось добиться роста урожайности кукурузы и сои. Сегодня лидеры генной инженерии — США, Канада, Бразилия — уже готовы предложить для промышленного использования генномодифицированные сорта пшеницы, но сдерживающим фактором остается общественное мнение Старого и Нового света. Подогреваемое тенденциозными статьями СМИ, общество рассматривает ГМО не как новый виток развития экономики, а как потенциальную угрозу. Тем не менее, сегодня общественное мнение начинает меняться. Так, если в 1999 году только 10% европейцев положительно относились к трансгенным продуктам, то уже к 2005 году их число выросло до 50%.

Беларусь и Россия оказались, как и многие страны Старого света, заложниками общественного мнения. С одной стороны, как отметил Н. Картель, сократить объемы исследований сегодня — значит стать зависимыми от чужих генных технологий завтра. С другой стороны, настороженное отношение общества к генномодифицированным продуктам вылилось в процедуру проверки продуктов на содержание ГМО и введение соответствующего знака для продуктов, не содержащих ГМО. В России продуктами питания, не содержащими ГМО, считаются те, в которых есть менее 1% генномодифицированных организмов. В Беларуси продукты тестируются не на количественный показатель, а на простое содержание ГМО — это дешевле. Хотя, как подчеркнул руководитель Координационного центра биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси Сергей Дромашенко, «ничего опасного в трансгенной продукции нет».

На сегодняшний день в Беларуси, как и в России, ведутся исследования в области трансгенной инженерии. Самым заметным результатом данных исследований стало выведение в рамках программы Союзного государства трансгенных коз, ДНК которых содержит ген, кодирующий лактоферрин — белок грудного женского молока. Их молоко станет основой высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения.

Еще зимой этого года было сделано заявление о том, что ученые Беларуси и России впервые получили в молоке трансгенных коз лактоферрин человека. Сообщалось, что три трансгенные козы родили потомство и у них началась лактация. В молоке этих коз содержится белок лактоферрин, обладающий уникальными, противораковыми, антибактериальными и антиаллергенными свойствами. Молоко отправили на исследование в специальную лабораторию в Москву, и был получен сенсационный результат — в нем подтверждено наличие лактоферрина человека. Таким образом, успешно завершен еще один этап совместной белорусско-российской программы «БелРосТрансген-2».

«Это еще одна серьезная победа после долгих семи лет исследований, — подчеркнул тогда научный руководитель белорусской части программы «БелРосТрансген-2», заведующий лабораторией воспроизводства и генной инженерии сельскохозяйственных животных РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по животноводству» кандидат сельскохозяйственных наук Александр Будевич. — Теперь реально доказано, что ген человека, вживленный в ДНК коз, уже работает. Это позволяет нам создавать технологии по выделению лактоферрина из молока коз, чтобы на последующих этапах освоить промышленное производство лекарственных средств и пищевых добавок с лактоферрином. Необходимо также более активно изучать свойства этого ценного молока и совместно с российскими учеными разрабатывать технологии по производству пищевых и лекарственных средств на его основе».

В одном литре козьего молока, полученного в Беларуси, содержится почти шесть граммов человеческого лактоферрина — это самый высокий показатель в мире. В Биотехнологическом центре Научно-практического центра НАН Беларуси по животноводству находятся еще 9 трансгенных коз, которые ожидают потомство и у них, возможно, тоже будет лактоферрин. Всего же в Биотехнологическом центре сосредоточено стадо из 200 коз. Параллельно в Беларуси и России создается стадо трансгенных коз, молоко которых будет обладать, как предполагается, лечебными свойствами.

По мнению Александра Будевича, в настоящее время назрела необходимость начать строительство нового Биотехнологического козоводческого комплекса, где будут содержаться животные-продуценты. Всего же в ближайшее время для продолжения эксперимента и научных исследований необходимо осуществить два проекта - построить специальную ферму на 250 трансгенных коз и биологическую лабораторию, где можно будет получать продукты с лактоферрином. Будут продолжены опыты по вживлению гена человека в ДНК коз, исследования активности лактоферрина, создания криобанка спермы трансгенных козлов-производителей.

Программа «БелРосТрансген-2» получила официальное название «Разработка технологий и организация опытного производства высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных средств нового поколения и пищевых продуктов на основе лактоферрина человека, получаемого из молока животных-продуцентов». Она рассчитана до 2013 года. Ею предусмотрено создание опытных производств пищевых и лекарственных средств на территории Союзного государства.

На финансирование программы «БелРосТрансген-2» будет выделено 500 млн российских рублей, что почти в 10 раз больше, чем было затрачено на первый этап. Это связано с тем, что второй этап предусматривает более высокие расходы на строительство ферм для содержания трансгенных стад, создание самих промышленных стад животных — продуцентов лекарственных белков человека, разработку технологий выделения белков человека из молока животных и создания лекарственных и пищевых средств с организацией их опытного производства. Российской стороне на научные исследования выделяется 325 млн российских рублей, белорусской — 175 млн российских рублей. Полная ее реализация позволит впервые в Беларуси и России начать создание эксклюзивных производств фармпрепаратов, пищевых добавок с лактоферрином на основе трансгенных технологий.

Также, по словам Н. Картеля, в Беларуси сейчас ведутся исследования по созданию трансгенных сортов картофеля, устойчивого к болезням; трансгенных сортов клюквы с улучшенными вкусовыми качествами; трансгенных сортов льна. Что касается того, насколько это безопасно, то, к примеру, 75% выращиваемой в мире сои составляет трансгенная культура, более 30% от общей посевной площади приходится на генетически модифицированную (ГМ) кукурузу. На мировом рынке появились ГМ-продукты второго класса, которые, в отличие от генетически модифицированных продуктов первого класса, содержащих лишь один «чужой» ген, имеют в составе генома целый комплекс новых генов, производящих не одно, а множество полезных веществ. Всего же в мире выращивается 81 разновидность генетически модифицированных растений. Еще в 2003 году производство продукции из трансгенных растений в развитых странах увеличилось на 20%.