Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Лев Карлин: Зима будет теплая и снежная

«Та жара, которая стоит сейчас в России, – действительно аномальное явление, и такие вещи бывают редко. Такое, чтобы они повторялись из года в год, просто невозможно», – рассказал газете ВЗГЛЯД ректор Петербургского гидрометеорологического университета Лев Карлин.

Тропическое лето в средней полосе России, лесные пожары, торнадо – аномальная погода налицо. Однако ректор Гидрометеорологического университета Лев Карлин считает, что и раньше бывали периоды жары, засухи и т. д. Поэтому о глобальном потеплении пока говорить не приходится. Наоборот, в глобальном смысле теплый период на Земле подходит к концу.

ВЗГЛЯД: Лев Николаевич, недавно по Ленинградской области прошел разрушительный ураган. Ожидают ли нас подобные явления: смерчи, ураганы и т. д. И если да, то когда?

Лев Карлин: То, что при смене синоптической ситуации, когда стоит жаркая погода, а потом резко подходит холодный фронт, могут возникать подобные явления, – это совершенно очевидно. Могут быть грозы, шквалистые ветры. Будут ли это ураганы, а тем более смерчи, я не знаю. Но, во всяком случае, будут условия для их формирования.

ВЗГЛЯД: Получается, что все регионы России, где сейчас стоит аномальная жара, находятся в зоне риска. Там может произойти то же самое, что в Ленобласти?

Л. К.: Дело в том, что масштаб этого явления очень маленький. Поэтому прогнозировать его мы не можем. Да, мы можем говорить об условиях, увидеть, что создались условия, благоприятствующие для таких явлений. А реализуются они или нет, этого сказать уже никто не может.

ВЗГЛЯД: Можно ли говорить о том, что нынешнее аномальное лето – это признак глобального потепления, о котором так много говорят в последние годы?Л. К.: Нет, безусловно, нет. Ситуация, которая сейчас в нашем небе, в принципе, повторялась, и не один раз. Если это глобальное потепление, то нужно делать вывод, что и следующее лето будет таким же жарким и т. д. Но гарантий того, что следующее лето будет таким же, абсолютно нет. Оно вполне может быть и холодным.

ВЗГЛЯД: Когда же у нас еще была такая аномальная жара?

Л. К.: В 1998, 1972, 1941 годах.

ВЗГЛЯД: Но в этом июле, если верить синоптикам, были побиты сразу несколько температурных рекордов...

Л. К.: Здесь я с вами соглашусь. В июле действительно было довольно большое количество рекордов, если не ошибаюсь, семь.

ВЗГЛЯД: И при этом вы считаете, что эти рекорды – не показатель того, что мы все двигаемся к потеплению?

Л. К.: Я не просто так считаю, я уверен в этом. Есть статистика. Та жара, которая стоит сейчас в России, – действительно аномальное явление, и такие вещи бывают редко. Такое, чтобы они повторялись из года в год, просто невозможно. В последний раз у нас, в Петербурге, такой ярко выраженный жаркий и продолжительный период был в 1972 году. В Европе нечто подобное наблюдалось в 2003 году. Это довольно редкая ситуация. И считать, что она скоро повторится, – шансов почти никаких.

Если же посмотреть на климатические особенности на более продолжительном отрезке времени, то можно увидеть, что каждые 100 тыс. лет 90 тыс. лет приходятся на холодный период и только 10 тыс. – на тепло. А сейчас мы как раз вступили в пору, когда заканчивается этот теплый период. Ледник у нас как раз около 10 тыс. лет назад начал таять постепенно и ушел.

ВЗГЛЯД: И когда же закончится этот теплый период?

Л. К.: Ну, сильно переживать не стоит. Столетия должны пройти.

ВЗГЛЯД: Скажите, а можно по такому жаркому лету определить, какой будет зима, например?

Л. К: Можно. Летом происходит накопление тепла, которое потом отдается в атмосферу. И поскольку тепла в океане будет накоплено довольно большое количество, то это тепло будет постепенно отдаваться. Поэтому, видимо, зима будет теплая и снежная, и осень будет такая продолжительная.

ВЗГЛЯД: Обычно ведь наоборот, по зиме смотрят на лето. По народному календарю, если зима очень холодная, то лето должно быть теплым.
Л. К.: А вот это абсолютно антинаучное умозаключение. Делая такое предположение, вы полагаете, что среднегодовая температура должна быть нормой. Допустим, если зима была –20, а лето +30, итого должно быть где-то +10 градусов, как норма. На самом деле среднегодовая температура в довольно широких пределах меняется, бывают и аномально теплые годы, и аномально холодные.

ВЗГЛЯД: За сколько времени синоптики способны предсказывать такую аномальную жару, ураганы?

Л. К.: Более-менее надежно – за 3–5 дней. Потом уже качество прогноза снижается. Что касается аномальной жары, Гидрометцентр действительно прогнозировал весной, что лето будет теплым, там и май был теплым. Но такой аномальной жары никто не прогнозировал, это я гарантирую.

ВЗГЛЯД: Ваш прогноз погоды на ближайшее время в Петербурге?

Л. К.: До середины августа будет тепло, а потом на осень пойдем, как и положено.

ВЗГЛЯД: Скажите, люди как-то способны управлять погодой, разгонять или, наоборот, пригонять облака в те районы, где сейчас бушуют пожары, например, как-то повлиять на эту ситуацию, если заранее будет известно, что надвигается период аномальной жары?

Л. К.: Локально облака разогнать где-то можно. Но, конечно же, охватить всю территорию России, где стоит жара и бушуют пожары, невозможно.

ВЗГЛЯД: Ни в одной стране мира к этому еще не пришли?

Л. К.: Вы знаете, когда Европа горит, там тоже ничего сделать не могут.