Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Нас рассортировали. Пять основных типажей Рунета

Кто только не пытался "разложить по полочкам" аудиторию Рунета! Благо, она становится все более обширной - по данным фонда "Общественное мнение", порядка 25% взрослого населения России являются пользователями Интернета. И число "новообращенных" стремительно растет. Стало быть, налицо необходимость создать портрет "интернетчиков": ведь этот канал распространения информации стремительно распространяет свое влияние на все слои общества. А, значит, нужно понимать, как с помощью Интернета можно воздействовать на сознание людей.

"Со своей колокольни" попытки классифицировать пользователей Рунета уже неоднократно предпринимали "раскрутчики" сайтов и маркетологи. Первым важно было определить свою целевую аудиторию, вторым - потенциальных покупателей того или иного товара. Проводя анкетирование среди посетителей тех или иных ресурсов, исследователи пытались создать некий социальный срез - возраст, образование, уровень доходов, потребительские предпочтения. После этого они делали вывод - сколько людей из данной группы способны приобрести новую модель "мобильника" или музыкальный диск. Но все это никоим образом не претендовало на массовость.

На сей раз понять - кто же он, пользователь, гуляющий по Сети, предпринял информационный канал Subscribe.ru. Старейший сервис рассылок периодически проводит подобные опросы среди своей обширной аудитории и затрагивает в них самые разные темы. На сей раз желающим принять участие в исследовании предложили оценить свой собственный портрет "в интерьере" Рунета. За основание "субскрайбовцы" взяли методику изучения стиля, предложенную компанией SRI International. Они предложили респондентам ответить "да" или "нет" на ряд утверждений, характеризующих основные типы поведения Интернет-пользователей. В результате, проанализировав полученные данные, они смогли разбить всех нас - от "чайников" до "админов" на пять групп согласно стилю поведения в Сети.

Но прежде было выделено семь основных факторов, определяющих тактику и стратегию "Интернет-жизни" опрошенных. Ведь все мы разные: кому-то Сеть необходима для скачивания музыкальных новинок, кому-то для заведения новых знакомств, а кому-то исключительно для поиска материалов к курсовой.

Первый фактор - желание или нежелание общаться с "коллегами" по Рунету. Все люди, как известно, в обычной жизни делятся на экстравертов и интравертов, почему бы такому делению не сохраниться в жизни виртуальной? И действительно, одни, едва кликнув на значок браузера, сразу лезут в чат или форум, а другие кидаются мониторить новостные ленты. И если первые активно участвуют в обсуждениях и даже машину ищут с помощью форумчан, то вторые максимум прочитают комментарии под впечатлившей статьей. То же самое с популярными у жителей Рунета блогами или Интернет-дневниками. По данным исследования Universal McCann, блоги в России читают 73% пользователей Интернета. Есть, однако, те, кто считает блоггеров бездельниками и не приемлет никаких доводов о возвращении к принятой в прежние времена в хорошем обществе привычке вести дневник.

Фактор "номер два" определяет, нужны ли человеку от Интернета новые знания. Если главной целью пользователя является выловить из "мутной воды" информационных потоков "золотую рыбку", он, как правило, в совершенстве умеет обращаться с поисковыми системами. Если же нет, то любая попытка найти хотя бы адрес нужного магазина сопряжена с немалыми сложностями. Незадачливый пользователь заходит в тупик и начинает с тоской вспоминать о традиционной системе поиска информации. Пусть поиск в справочно-библиографическом отделе отнимал гораздо больше сил и времени - он был привычнее... Интернет даже начинают обвинять в негативном воздействии на человеческую психику.

Что ж, в подобных обвинениях есть доля правды. Интернет действительно в корне меняет стиль жизни и привычки своих почитателей. Это и есть третий фактор: чем больше времени человек проводит в Сети, тем реже он обращается к традиционным источникам информации: периодике, книгам, телевидению. То ли уже перестает им верить, то ли добыть нужные сведения посредством компьютера удобнее и проще. Лично я при нынешней нестабильной погоде утром узнаю температуру воздуха в окошке браузера, хотя до кухни, где за окном висит градусник - два шага. Можно открыть окно и понять, надевать ли сегодня шубу или стоит ограничиться курткой, но вроде тоже как-то оно не то...

Четвертый фактор - для чего в первую очередь нужен компьютер. Исследователи Subscribe.ru делят пользователей на тех, кто заходит в Сеть по работе и на тех, кто предпочитает там отдыхать. В последнем случае блоги, форумы и чаты посещаются куда чаще. Кстати, развлечения в Интернете - вещь далеко не безобидная. По мнению психолога и сексолога Владимира Шахиджаняна, проведшего собственное изучение аудитории сайтов знакомств, до четверти посетителей подобных ресурсов имеют психические отклонения. Раньше эти бедолаги во время обострений бросались под колеса поезда, а сегодня крутят виртуальные романы. Уж здесь-то они герои! Порой "Казанова", от которого без ума посетительницы сайта - в жизни 40 летний библиотекарь с пивным животиком, из-за хронического безденежья живущий с мамой и использующий рабочий компьютер не по назначению. Прогресс для таких людей, конечно, благо, но все же к знакомствам в Интернете стоит относиться более скептически.

Пятый фактор - отношение пользователей Рунета к рекламе. Оно прямо противоположное - есть те, кому реклама (особенно спам) неприятна в любых видах, а есть те, кто склонен признавать ее полезной. Некоторые уважают даже спамеров - например, мой знакомый купил себе очки со встроенным MP3-плейером только благодаря несанкционированным рассылкам. Говорит, без них он бы в жизни не догадался, что такой чудо-гаджет существует в природе.

Те же из нас, кто предпочитает искать в Сети информацию, тоже предъявляют к результатам поиска разные требования. Это шестой фактор. Одни предпочитают получать краткие заголовки или новости, другим необходим более развернутый текст. Заметим, вторые чаще ходят по форумам.

Фактор номер семь - отношение пользователей к ПО. Кто-то предпочитает выбрать "раскрученный" софт и долго им пользоваться, кто-то любит экспериментировать. Это напрямую зависит от компьютерной "продвинутости" индивида, отмечают исследователи.

Основываясь на данной факторной модели, они выделили пять типичных для Интернет-аудитории схем поведения. Проще говоря, нас разделили на пять групп. Наиболее многочисленная - "опытные пользователи" (46%). Они, в первую очередь, ищут в Сети решение вопросов, связанных с профессиональной деятельностью. Значит, в приоритете у них поиск полезной информации. Большинство из них не собираются становиться настоящими "гуру Рунета". Вместе с тем, иногда они не прочь немного побродить по развлекательным сайтам.

Вторая по численности группа - "общительные" (24%). Как видно, вторая по значимости "социальная роль" Интернета - давать людям возможность виртуального общения. Такие люди часто сидят на форумах, пишут комментарии к статьям и новостям, обсуждают важные для себя вещи с виртуальными друзьями. В основном это уверенные пользователи, они быстро обучаются всему новому. Среди них, конечно, встречаются странные экземпляры, но тут уж ничего не поделаешь.

Третья группа - "рабочие лошади" (15%). Эти люди используют компьютер исключительно по служебной необходимости и ценят Сеть, как незаменимый источник профессиональной информации. Они умеют контролировать время, проведенное за компьютером, и не размениваются на "ерунду" вроде чатов. Если такие пользователи и принимают участие в конференциях, то исключительно из необходимости. При этом они нетерпимы к фривольностям, которые в свободном сетевом общении - дело рядовое.

Четвертая группа - "эксперты". Их всего 12% от число опрошенных, но они-то и являются настоящими знатоками подводных камней Рунета. Это наиболее активные и обладающие техническими навыками пользователи. Информационные технологии зачастую - сфера их профессиональной деятельности. Они творчески подходят к Интернету, и способны провести за компьютером ночь ради очередного эксперимента. Чаще они предпочитают исчерпывающую и детальную информацию, нежели краткую.

И, наконец, пятая, самая немногочисленная (3%) группа - "малоопытные пользователи. Они получили доступ в сеть относительно недавно, и не готовы тратить на Интернет личные средства. Поэтому чаще выходят в Сеть из школы или с работы. Как правило, они считают развлекательные сайты несерьезным делом и не готовы совершенствовать свои технические навыки. Чаты здесь исключаются полностью, электронная почта - лишь по крайней необходимости. Проще говоря, они жалеют на это время. Положа руку на сердце - а может, они в чем-то и правы?