Динозавры и история жизни на Земле

Поиск по сайту



Статистика




Яндекс.Метрика




РЖД хочет запретить людям выходить на пути

Так они надеются обезопасить движение «Сапсана».

Беспрецедентно жесткую законодательную инициативу предложили в начале июня чиновники Министерства транспорта. Как сообщил в интервью «Российской газете» замминистра транспорта Андрей Недосеков, есть предложение внести изменения в административный кодекс, чтобы те, кто ходит по железнодорожным путям, платили штраф. Как заявил чиновник, это делается потому, что «огородить всю железнодорожную сеть забором, в котором пытливый пешеход не сможет сделать дырку, практически невозможно».

Иными словами, железнодорожники планируют превратить железнодорожные пути, в том числе в удаленных от цивилизации местах, в «зону частной собственности», откуда нарушителей будут выводить и штрафовать «железнодорожные спецназовцы», отряды которых уже сейчас охраняют главный путь Москва - Санкт-Петербург после катастрофы «Невского экспресса» в декабре прошлого года и многочисленных нападений на скоростные «Сапсаны» в году нынешнем.

А число нападений на «Сапсан» по пути его следования уже сейчас весьма внушительно: по словам вице-президента РЖД Воробьева, было уже 800 таких инцидентов, том числе в поезд летели и камни. В итоге на 14 человек, нападавших на поезд, завели уголовные дела. Причина агрессии жителей Тверской и Новгородской областей по отношению к экспрессу - чисто прагматическая: с появлением «Сапсана» жизнь обитателей многих населенных пунктов вдоль магистрали, как уже писала «СП», резко изменилась, причем не в лучшую сторону.

«Технически «Сапсан» - обычная высокоскоростная железная дорога, а для такой дороги, согласно мировому опыту, нужны особые путевые конструкции, - рассказал «СП» научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. - На обычной и скоростной железных дорогах разные динамические нагрузки, разные режимы эксплуатации. А так, как сделали у нас, конечно, тоже можно - рельса железная, ей всё равно, что по ней едет. Но вопрос в том, каким темпом обычная железная дорога будет разрушаться от скоростных перевозок. А так, конечно, если колейность совпадает, то что угодно можно по дороге прогнать».

«Пуск «Сапсанов» по тому же пути, где ходят и остальные поезда, ухудшает транспортную ситуацию в тех районах, через которые он проходит - это уже доказано эксплуатацией «Сапсанов», - подтверждает Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. - Кроме того, новые поезда постепенно разрушают и саму железную дорогу - об этом тоже много говорилось».

Дело, однако, не только в ситуации вокруг уже работающих «Сапсанов» Москва - Петербург (кстати, как заявляют представители Тверской области и РЖД, ситуацию с переездами, ставшую особенно болезненной, в ближайшие годы разрешат). Уже в этом году (по планам - с 1 августа) высокоскоростные поезда начнут ходить из столицы в Нижний Новгород по трассе, где движение электричек куда более оживленное, чем на Ленинградском направлении. На очереди также Курский ход, где ожидается запуск «Сапсанов» Москва - Сочи.

Подготовка пригородного движения к «сапсанизации» уже, судя по всему, началась. Так, отменены больше половины электричек Москва - Тула, в том числе, по отзывам пассажиров и транспортников, все удобные поезда между Серпуховом и Тулой (прежде всего, утренние). На Горьковском направлении между Нижним Новгородом и Владимиром число электричек значительно сократилось, в том числе отменен экспресс. Сокращение поездов вызвано не только работами по подготовке к внедрению «Сапсана», но и реформой системы пассажирских перевозок: эта убыточная отрасль РЖД передается региональным пригородным пассажирским компаниям.

«Пуск «Сапсанов» по тому же пути, где ходят и остальные поезда, ухудшает транспортную ситуацию в тех районах, через которые он проходит - это уже доказано эксплуатацией «Сапсанов», - подтверждает Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. - Кроме того, новые поезда постепенно разрушают и саму железную дорогу - об этом тоже много говорилось».

Дело, однако, не только в ситуации вокруг уже работающих «Сапсанов» Москва - Петербург (кстати, как заявляют представители Тверской области и РЖД, ситуацию с переездами, ставшую особенно болезненной, в ближайшие годы разрешат). Уже в этом году (по планам - с 1 августа) высокоскоростные поезда начнут ходить из столицы в Нижний Новгород по трассе, где движение электричек куда более оживленное, чем на Ленинградском направлении. На очереди также Курский ход, где ожидается запуск «Сапсанов» Москва - Сочи.

Подготовка пригородного движения к «сапсанизации» уже, судя по всему, началась. Так, отменены больше половины электричек Москва - Тула, в том числе, по отзывам пассажиров и транспортников, все удобные поезда между Серпуховом и Тулой (прежде всего, утренние). На Горьковском направлении между Нижним Новгородом и Владимиром число электричек значительно сократилось, в том числе отменен экспресс. Сокращение поездов вызвано не только работами по подготовке к внедрению «Сапсана», но и реформой системы пассажирских перевозок: эта убыточная отрасль РЖД передается региональным пригородным пассажирским компаниям.

«В создании пригородных компаний должны участвовать и региональные власти. Именно они и будут следить за своевременной оплатой проезда, - рассказал журналистам замминистра транспорта Андрей Недосеков, - ведь они будут заинтересованы в рентабельности перевозок и снижении издержек. Уже в 2011 году железнодорожники перестанут субсидировать пригородное сообщение за счет грузового, и все бремя социально значимых перевозок ляжет на региональные власти. Конечно, регион будет вправе решать, развивать ли автобусное сообщение или вкладывать деньги в электрички».

Одновременно с этим РЖД начинает и новую кампанию против «зайцев» - прежде всего, монополист пытается добиться права на взимание штрафа с безбилетников. Сейчас, напомним, железнодорожники могут лишь продать ему билет с наценкой либо вывести из поезда. Кроме того, с точки зрения закона пассажиры, которые обходят билетные турникеты по путям, сейчас ни в чем не виноваты - возможный запрет выхода на шпалы сделает нарушителями и их.

«Вообще, все земли под железными дорогами принадлежат Российской Федерации, - комментирует законность инициатив РЖД правозащитник и адвокат Юрий Падалко. - Однако есть постановление правительства РФ о сдаче фактически в долгосрочную аренду этих земель ОАО «РЖД». При этом сама компания сдает многие из этих земель в субаренду. То есть территория эта вроде бы частная. Но: по Гражданскому кодексу есть определенные требования к собственнику, арендатору или субарендатору территорий: они обязаны обеспечить права других заинтересованных лиц. В данном случае такими лицами можно считать граждан, вынужденных выходить на полотно железной дороги из-за отсутствия оборудованных переходов. Это так называемый сервитут, ограничение права собственника или арендатора. Так что в данном случае политика РЖД вступает в жесткое противоречие с сервитутом».

Что касается «Сапсанов» и связанных с этими поездами сложностей с переездами и электричками, то здесь, конечно, для такого транспорта следовало бы выделить отдельную железнодорожную «нитку», полагает юрист. «Ее не выстроили в целях «экономии», и новый режим движения серьезно ограничивает права пользователей других видов транспорта и пешеходов. Железнодорожники просто наплевали на права остальных граждан России, которые совершенно однозначно нарушаются».

Отмена многих электричек - причем, как назло, отменяют обычно самые нужные для поездок на работу и с работы - может привести к частичной транспортной изоляции жителей многих пристанционных поселков. В частности, под ударом находятся важнейшие города Владимирской области, такие, как Ковров - они находятся не только далеко от Москвы и Нижнего, но и в стороне от федеральной трассы М7. О том, какие меры Владимирская область готова предпринять в виду этой ситуации, в областном транспортном ведомстве ответить затруднились.

«Не знаю точно, насколько велика трудовая миграция вдоль железной дороги из Москвы в Нижний - но, конечно, положение мигрантов (которые из дальних районов, например, из Коврова, ездят работать в столицу даже не каждый день, а в основном сутки через трое) от такого нововведения ухудшится, - считает Наталья Зубаревич. - Надо учесть еще, что люди ездят работать в такую даль не от хорошей жизни - в своих городах и поселках, стало быть, у них мало рабочих мест. Что же им, самозанятость там развивать? К тому же, малый бизнес сейчас, после кризиса, начать очень и очень непросто...»

Одной из альтернатив электричкам железнодорожники называют автобусные перевозки. В том, насколько реально автобусы могут заменить пригородные поезда, Михаил Блинкин совершенно не уверен:

- С одной стороны, если пассажиропоток с электричек «пересядет» в автобусы - никакого особого коллапса транспорта в Подмосковье не произойдет. Разве что будут трудности с подвозом к магистрали от некоторых периферийных станций. Но с другой стороны, переориентировать пассажиров электричек на другие виды транспорта - сложнейший комплекс задач, которые пока никто и не пытается не то чтобы решить - но даже обдумать.

Это задача просто нереальная: нынешние наши автобусные перевозки находятся в довольно слабом состоянии. Плохо обновляется парк машин, автовокзалы вообще никто не строил за последние 20 лет - ни одного камня не положили. С этой точки зрения заменить электрички просто нереально.

А главное - тот специфический пассажиропоток, который сейчас перевозят подмосковные электрички, мало платежеспособен, тут много льготников - поэтому для коммерческих автобусных перевозчиков клиенты электричек не представляют никакого интереса. Пассажиры электричек и не поедут на коммерческих рейсах, им это дорого. А если взвалить на автобусный бизнес все социальные льготы - этот бизнес не выдержит, да и не захочет выдерживать.