Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Мумия возвращается

Мумия «алтайской принцессы», которая пролежала в новосибирском Академгородке 17 лет, в скором будущем вернется на историческую родину. О принципиальной договоренности по этому вопросу на днях официально сообщило правительство Республики Алтай. Этим завершится многолетний спор между новосибирскими учеными и алтайскими борцами за национальное достояние. Новосибирские археологи довольны, что смогут избавиться от дорогостоящих услуг московских специалистов по мумиям, но признаются: мумию отдадут лишь после того, как лично оценят условия ее нового обитания.

Справка: В 1865 году в Казахстане были впервые найдены курганы с «замерзшими» могилами. Погребальная камера была заполнена льдом, что позволило сохраниться предметам одежды. Раскопки схожих курганов велись в Горном Алтае в 30-х и 60-х годах ХХ века. Погребениям на плоскогорье Укок 2300–2400 лет. Они относятся к так называемой пазырыкской культуре (по названию урочища Пазырык). По сути это захоронения так называемых «скифов Алтая». В начале 90-х были открыты и исследованы наиболее крупные курганы на плато Укок — могилы родоплеменной знати. В кургане № 1 могильника Ак-Алаха-3 была найдена погребальная камера и колода, заполненные льдом. В колоде находились останки знатной женщины.

Мумия, возраст которой более 2,5 тысячи лет, была найдена экспедицией новосибирского археолога Натальи Полосьмак на высокогорном плато Укок в 1993 году. Находка была признана одним из самых значимых открытий российской археологии, и мумию передали для изучения в Новосибирск — в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. С тех пор спор о том, где должна храниться мумия — в Новосибирске или Горно-Алтайске, — не прекращался.

Некоторые жители Горного Алтая после обнаружения мумии стали требовать запрета раскопок на Алтае и ее перезахоронения. Мумифицированную женщину назвали «принцессой Кадын» и заявили, что она является прародительницей алтайского народа.

Власти республики настаивали, чтобы новосибирские ученые вернули мумию в местный музей. Однако ученые заявляли, что они опасаются отдать мумию в музей Горно-Алтайска, так как в нем нет необходимых условий для ее хранения. Ситуация усугубилась после 2003 года, когда сторонники возврата «принцессы» связали ее отсутствие с землетрясением на Алтае. Принципиальная договоренность была достигнута в начале июня 2010 года в ходе встречи министра культуры Республики Алтай Владимира Кончева с директором Института археологии и этнографии СО РАН академиком Анатолием Деревянко.

Мумию планируется передать в Национальный музей Республики Алтай после того, как будет завершена его реконструкция.

Стоит отметить, что возврат обусловлен отнюдь не признанием учеными родства алтайцев с мумией. «Все эти легенды яйца выеденного не стоят. Если учесть возраст мумии и что она индоиранского происхождения, она скиф. А становление даже древнетюркского сообщества — того, из которого возникли алтайцы, — началось как минимум на тысячу лет позже. К алтайскому этносу она не имеет отношения, а мужчина, которого нашли рядом с ней, вообще рыжий», — развеял миф о прародительнице алтайцев директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов.

Впрочем, алтайцев данные палеогенетики не смущают: директор музея в Горно-Алтайске Римма Еркинова рассказала, что волнения утихли сразу после того, как в 2003 году было объявлено о планах по реконструкции музея. В 2007 году жертвователем на это выступил «Газпром». Проект оценили в 750 млн рублей. 250 млн из них уже выделено, оставшиеся 500 млн музей ожидает в ближайшем будущем. На эти деньги для мумии будет отстроен специальный зал с саркофагом, где будут лежать ее одежда, головной убор и другие погребальные предметы.

«Это честь для «Газпрома», алтайский народ не забудет этого, ведь мы воспринимаем ее как прародительницу и не смотрим на разрез глаз», — Римма Еркинова считает выводы новосибирских ученых оскорбительными для своего народа.

«Вся эта мифология — чистая политика. В 1993 году шла мощная политическая борьба за самостийность, и во всех маленьких республиках началось мощное националистическое движение. Мумия попала в этот политический процесс. Все маленькие народности пользуются одним и тем же методом: мы маленькие, но очень древние, и были здесь раньше всех вас», — пояснил мотивы алтайцев господин Шаповалов.

В новосибирском Институте археологии относятся к предстоящему вывозу мумии спокойно. «Мы так устали от этой темы, слава богу, этот процесс сейчас уже пойдет, все встанет на свои места», — призналась ученый секретарь ИАЭТ СО РАН Ольга Новикова, назвав всю скандальную эпопею с мумией спекулятивным мифотворчеством. По ее словам, речь о возврате велась изначально, с условием, что алтайцы перестанут говорить о непременном захоронении своей мумии (в цивилизованном мире хоронить такие ценные археологические находки — нонсенс). Кроме того, требовалось, чтобы в музее были созданы соответствующие условия: мумия непременно должна храниться в темноте в специальном саркофаге, микроклимат которого регулируют дорогостоящие приборы. Если что-то пойдет не так, мумия истлеет за три месяца.

В обмен на помощь по подготовке экспозиции в Горно-Алтайске новосибирские ученые ждут улучшения климата для археологических раскопок на Алтае.

Совсем недавно был отменен запрет властей Республики Алтай на раскопки в Кош-Агачском районе, который длился 13 лет. Но больших надежд на новые находки на уникальном плато Укок археологи не питают: процесс изменения климата в последние годы не способствовал сохранению замерзших могил. Кроме того, как напомнила Ольга Новикова, запрет на ведение работ для ученых-археологов породил нашествие диких туристов и черных археологов. «Сегодня там уже совсем не та экология: горы мусора и несанкционированные раскопки», — подытожила археолог.