Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Ребёнок – идеальная игрушка

Приближаются новогодние праздники, и перед многими родителями встает вопрос, что же подарить любимому чаду на Новый год. Многие родители начинают выбирать подарок «со смыслом» – игрушку, но не простую, а развивающую. Между тем психологи, занимающиеся проблемами развития ребенка, предупреждают: простые, традиционные игрушки могут быть лучшим подарком для ребенка, нежели напичканные электроникой сложные приборы.

«Традиционные игрушки, кажущиеся многим родителям устаревшими, например, шарики-попрыгунчики, конструктор и мелки, которые стоят совсем не дорого и есть у каждого ребенка, обычно намного полезнее для развития, нежели современные электронные изобретения, которые трактуются производителями как развивающие игрушки», – отметила доктор психологии Кэти Хирш-Пасек из Университета Темпла.

По словам Хирш-Пасек, важно чтобы дети, развиваясь, имели возможность решать различные творческие задачи.

Другими словами, для правильного развития ребенок должен оставаться активным исследователем, субъектом развивающей игры.

«Ваш ребенок начинает строить свои воображаемые миры вокруг этих простых игрушек. Не игрушки вынуждают ребенка поступить так или иначе, но ребенок командует игрушками, чтобы получить тот или иной результат», – отмечает психолог, указывая на очевидные достоинства традиционных игрушек.

Многие независимые эксперты согласны с наблюдениями доктора Хирш-Пасек, являющимися результатами продолжительной работы в специально созданной при университете детской лаборатории. Как отмечает доктор Роберта Голинкофф, руководитель проекта «Язык младенцев» при Университете штата Делавэр, электронные игрушки создаются для действенного влияния на развитие мозга ребенка и должны, в идеале, помогать центральной нервной системе «запустить» несколько важных механизмов.

Однако психологи, работающие с детьми и занимающиеся проблемами взросления, знают, что в действительности современные игрушки не выполняют этих поставленных перед ними задач.

«Производители игрушек просто играют на страхе родителей, которые опасаются, что их дети не будут обеспечены самым лучшим на существующем общемировом рынке игрушек», – добавляет доктор Голинкофф.

По словам Голинкофф, не стоит считать детей «пустыми сосудами, которые стоит заполнять». Дети, использующие игрушки, которые позволяют им быть настоящими исследователями, скорее всего, извлекут из этих детских забав уроки на будущее.

Специально для родителей Хирш-Пасек и Голинкофф создали инструкцию, которая призвана помочь папам и мамам выбирать хорошие, а главное, полезные для ребенка игрушки, которые не просто позабавят малыша, но и окажут серьезное позитивное воздействие на его индивидуальное формирование.

В работе идеальной игрушки инициатива должна на 90% принадлежать ребёнку и лишь на 10% определяться её устройством. Многие игрушки способны петь, плясать, двигаться и при этом указывают ребёнку, что ему делать и на какие клавиши нажимать. Как раз этого надо избегать – пусть, наоборот, ребёнок решает, что игрушке делать.

«Я выбираю моему ребенку такую игрушку, которая будет полностью зависеть от него и подчиняться его командам», – говорит Хирш-Пасек.

Более того, игрушкам следует быть своеобразным реквизитом разыгрываемого детьми мира. Иначе говоря, то, чем играет ребенок, должно быть платформой для разворачиваемого воображаемого мира.

«Игрушки должны пробудить воображение ребенка и его индивидуальную уникальность», – объясняют психологи.

В общении с игрушкой должны быть возможны многочисленные варианты. Это значит, если вся игра сводится к тому, чтобы дать один-единственный верный ответ, ребенок не сможет развить весь заложенный творческий потенциал.

В данном случае лучшей иллюстрацией наиболее полезной игрушки станет конструктор или пластилин.

Фигурки, здания, дороги – все это собирается из разных блоков, и ребенок имеет множество возможностей создавать, рушить и заново создавать нечто, что отвечает его представлениям о его собственном мире, а не сковывает его рамками.

Кроме того, психологи советуют родителям внимательно рассматривать упаковки игрушек, которые они собираются покупать своим детям, и отказываться от покупки в том случае, если производители слишком явно заявляют о развивающих возможностях своего изобретения.

«Если на коробке написано, что эта игрушка сделает вашего ребенка умнее, не покупайте ее. Если на коробке написано, что в процессе игры ребенок научится еще одному языку или станет заниматься математическими вычислениями, также маловероятно, что это случится, даже если родители будут прикладывать неимоверные усилия для достижения ожидаемого результата», – отмечает доктор Хирш-Пасек.

Наконец, игрушки должны помогать ребенку социализироваться с другими.

Прекрасно, если ребенок с удовольствием будет играть с вашим подарком в одиночестве, но еще лучше, если он сможет поделиться удовольствием от игры с другими. Именно совместные игры учат самых маленьких детей сотрудничеству, что фактически во взрослом состоянии сказывается на способности человека работать в команде и сосуществовать в обществе других людей.

«Ирония заключается в том, что настоящие образовательные игрушки – это не сложные электронные устройства, но совершенно обыденные вещи, которые десятилетиями создавали из маленьких детей мыслителей и гениев», – резюмирует доктор Голинкофф.