Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Двухэтажные вагоны теперь можно проектировать

«Гудок» недавно рассказывал, какие новые типы пассажирских вагонов предложит транспорту промышленность. Подробнее о поправках в санитарные правила по организации перевозок, постановление о внесении которых недавно подписал глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, рассказывает Александр Мельников.

– Александр Сергеевич, почему возникла необходимость внесения изменений и дополнений в санитарные правила и кто их разрабатывал?
– Старая редакция санитарных правил уже не соответствовала требованиям времени и сдерживала темпы развития конструкции вагонов локомотивной тяги. Появилось много новой техники – например, прототип двухэтажного вагона, разрабатывается конструкция вагона меньшего габарита для международного сообщения. И всё это оказывается, по сути, «вне закона». Изменения разрабатывались нами совместно с Тверским вагоностроительным заводом – предложения были приняты ВНИИЖТом и затем Санэпиднадзором. Теперь к тем же двухэтажным вагонам есть чёткие требования, и формально у нас теперь есть полное право их проектировать и сертифицировать.
В правилах чётко указано, какими параметрами они должны обладать: их микроклимат, величина уровня звукового давления, вибрации и так далее. Безусловно, изменения коснулись и одноэтажных вагонов. Наша цель была измерить максимальное количество параметров вагона и утвердить их стандартные показатели.

– Не окажутся ли после внесения поправок вне закона вагоны предыдущих лет постройки, которые, получается, теперь не соответствуют утверждённым параметрам?
– Нет, новая редакция включает требования к новому подвижному составу либо модернизируемому. Если вагон проходит «тяжёлые» виды ремонта, мы должны его конструкцию и оборудование привести в соответствие с новыми правилами.

– Изменится ли рабочее место работника поездной бригады поездов нового поколения?
– Служебное купе будет оборудовано одним спальным местом. В вагонах предыдущих серий там устанавливались диван и полка для лежания. Однако проводнику, по сути, в таких вагонах некуда было складывать вещи. Поэтому верхнюю полку в купе отдыха проводников решено было заменить шкафами, а в служебном отделении расположить место для сидения и полки для документов. Во время смены один проводник должен будет находиться в служебном отделении, а второй – отдыхать в соседнем купе, потом они поменяются.
– То есть теперь в плацкартных вагонах не будут занимать бельём пассажирские полки, оно станет храниться у проводника?
– В новом подвижном составе для белья мы сделали отдельную кладовую, увеличив длину кузова вагона на один метр. Бельё больше не занимает места пассажиров и проводников – в кладовку входит до 150 комплектов. Учитывая, что в плацкартном вагоне 54 места, на рейс туда и обратно понадобится 108 комплектов, плюс сколько-то пассажиров сойдет и сядет по ходу движения, получается, на рейс бригада полностью обеспечена бельём.
За счёт увеличения длины кузова вагона мы также сделали более широкие тамбуры и туалеты.
Такие вагоны уже выпускаются ТВЗ в течение последних двух лет.

– Коснулись ли изменения вагонов межобластных поездов с местами для сидения?
– Да. Мы систематизировали шаг установки кресел, определили, каким должно быть расстояние между сиденьями. На багажных полках сидячих вагонов добавили разграничительные бортики. На них уже были ограничители по длине, чтобы вещи не выскакивали, теперь подобные сделали и по ширине, чтобы багаж не перемещался по полке в процессе движения.
Кроме того, мы сделали «разбивку» по сиденьям между первым и вторым классами. Удобно будет ехать в любом классе, но в первом предусмотрены более комфортабельные сиденья, с подушками, с улучшенными параметрами эргономики. Обивка сидений первого класса теперь должна быть сшита из натуральной кожи.
Туалеты вагонов первого и второго классов также будут отличаться, в том числе по площади. В вагоне обязательно должен присутствовать индикатор «свободно – занято». Записаны параметры требований к туалетам для инвалидов вплоть до высоты поручней.

– Пассажиры очень не любят, когда туалеты закрывают при прохождении поездом «санитарной зоны»…
– Если раньше применение экологически чистых туалетов с замкнутым циклом было желательным, то теперь оно стало обязательным. Так что санузлы будут открыты на всём протяжении поездки. В новой редакции правил мы подробно описали устройство и техническое оснащение туалета. Чтобы не было замерзания, все нижние трубопроводы, которые идут под вагоном, теперь должны иметь теплоизоляцию. Даже после отключения отопления при наружной температуре воздуха до минус 10 градусов туалет должен сохранять работоспособность ещё 12 часов.
Исходя из опыта эксплуатации, изменены требования к системе обогрева подвагонных баков туалетов: раньше обогрев включали при температуре в баке ниже +7 градусов и отключали при возрастании температуры до +12, а теперь порог включения опустился до +3 градусов, а включения – до +10. Таким образом будет достигнута значительная экономия электроэнергии, расходуемая на обогрев ёмкостей туалетов.

– Были ли в старой редакции правил устаревшие нормы?
– Мы изъяли ряд параметров, которые не подвергались качественной оценке путём измерения. В целом мы ужесточили требования к параметрам, определяющим комфорт в вагоне, и ввели новый комплексный показатель «результирующая температура», учитывающий, кроме температуры воздуха непосредственно в месте пребывания пассажира, температуру ограждающих поверхностей, скорость движения и влажность воздуха.
Из правил также исключён ряд требований, имеющих отношение скорее к конструкции вагона, нежели к комфорту в нём. Так, например, параметр «температура отопительных приборов на котле» есть в инструкции по пожарной безопасности, и дублировать требования нет смысла.

– Изменились ли требования к освещению?– Освещение расписали подробно. Появилось очень много новых источников, в том числе светодиодных и энергосберегающих, и их использование не было чётко регламентировано. Мы определили, какие должны быть участки освещения, его яркость. Светодиодные лампы для чтения, согласно новым требованиям, должны устанавливаться с таким углом наклона, чтобы не «слепить» пассажира.

– Место особо пристального внимания санитарных врачей – кухня…
– Мы подробно описали технологическое оборудование, которым должен быть оснащён вагон-ресторан. Добавили новое, например, конвектоматы. Для того, чтобы контролировать температуру в работающем холодильнике, ввели обязательное наличие термометра. Плиты на кухне теперь должны ограждаться, чтобы в пути посуда не могла упасть. Впервые регламентировали глубину моек – она должна быть 250 мм. Определили ширину прохода в салоне вагона-ресторана для удобства официантов с сервировочной тележкой: не менее 600 мм, а ширина коридора рядом с кухней – 615 мм. Требования к вентиляции кухни и производственных помещений и в старой редакции были изложены подробно, мы лишь несколько их дополнили. Главное требование – раздельная вентиляция для кухни и салона.
Подробнее с дополнениями и изменениями к санитарными правилам можно ознакомиться на сайте ОАО «РЖД». Это могут сделать и пассажиры и при желании выбрать билет на конкретный поезд, исходя не только из цены, но и из параметров вагона. Считаю, это ещё один шаг к повышению уровня сервиса в поездах ФПК.

Справка «Гудка»

    В прошлом году ОАО «РЖД» закупило 649 вагонов дальнего следования, в этом году намерено закупить немногим более 500. Максимальных объёмов закупка достигла в 2008 году, когда было приобретено 978 вагонов.