Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




За державу обидно

Чукотка могла стать одним из протогосударств, если бы не подвел климат. К такому выводу пришли российские ученые, открывшие уникальную Китовую аллею.

Более 30 лет оставался загадкой открытый на Чукотском полуострове необычный культовый комплекс. Китовая аллея, построенная на острове Итыгран из челюстей и черепов сотни гренландских китов, практически не оставила следов в преданиях местных эскимосов. О ее происхождении строились самые разные гипотезы. Но лишь сейчас ученые разгадали значение этого необычного сооружения.

Когда туман рассеялся

Летом 1976 года экспедиция под руководством сотрудника Института этнографии АН СССР кандидата исторических наук Михаила Членова обследовала побережье Чукотки в районе пролива Сенявина. Он отделяет острова Итыгран и Аракамчечен от Чукотского полуострова и служит частью обширной акватории Берингова моря. Всю экспедицию сопровождали туманы, что не редкость для этого района. Исследователи, которым помогала местная команда на вельботе, высаживались в разных местах на берег, осматривали развалины прежних поселков. Как-то этнографы оказались в маленьком селении в бухте Сиклюк на острове Итыгран. Ученые осмотрели остатки землянок, сделали пометки в журнале экспедиции и собирались уезжать. Внезапно налетевший ветер разогнал туман, и взорам исследователей открылось нечто такое, чего они никак не ожидали увидеть. Восточнее поселка высилось множество китовых костей. Подобно гигантским моржовым клыкам, над поверхностью земли виднелись челюсти гренландских китов. Ими как будто ощерился весь берег. А у самой кромки воды стояли вкопанные в землю массивные черепа. Ученых настолько поразило увиденное, что они решили вернуться на остров через год, в следующий экспедиционный сезон. Поселившись в единственной сохранившейся землянке, исследователи несколько недель изучали странный объект, после чего предположили, что имеют дело с неким древним архитектурным памятником. Больше всего удивило, что кости были расставлены в определенном порядке, образовавшем некую геометрически правильную конструкцию. Возведенный комплекс представлял собой 15 точно выстроенных прямоугольников, из четырех черепов гренландских китов каждый. Сами черепа этих исчезающих сегодня млекопитающих были огромными - два метра в ширину и высотой более полутора метров. Они стояли, словно гигантские белые крабы с поднятыми клешнями, затылочной частью вверх. Группы черепов располагались вдоль берега на расстоянии 20 метров друг от друга, а за ними тоже в правильном порядке стояли ряды челюстей, возвышавшихся на пять метров над землей. Этот строй тянулся вдоль береговой полосы несколько сотен метров. Западную и восточную границы комплекса обозначали массивные каменные столбы.

В глубь острова уходила выложенная камнями дорожка, вокруг которой было вырыто более сотни ям, вероятно, для хранения моржового мяса. Тропа вела к месту, определенному учеными как главное святилище. Это было круглое строение без крыши площадью около 30 квадратных метров с выложенными из камня стенами почти метровой высоты. Напротив входа в стене выделялся большой кусок белого кварца, хотя вся остальная конструкция состояла из темного камня. Под кварцем внутри круга располагалось кострище, где, судя по толстому слою углей, огонь разжигался не один десяток лет...

Потом уже, анализируя увиденное, Михаил Членов все пытался понять, почему моряки, многократно бывавшие в тех местах, никак особо не отметили Сиклюк в своих дневниках. Ответ напрашивался один: эскимосы обычно делают из китовых костей остовы, каркасы для перекрытия землянок, сушила для кожаных байдар, и лишь поэтому скопление костей не привлекло внимания неискушенных в этнографии матросов.

Ученые и сегодня говорят, что были поражены масштабом и, вероятно, четко соблюдавшимся планом строительства. Устанавливали кости явно не абы как, а по единому замыслу. Но кто, зачем и когда? Вот три главных вопроса, на которые этнографы искали ответы три десятка лет. Сегодня, как они признались "Итогам", можно составить если и не окончательную, то наиболее полную версию далеких событий на острове.

Столичные штучки

Ученые предполагают, что строился костяной комплекс в период с VI по XII век, когда климат здесь был значительно теплее. Это и способствовало расцвету китобойного промысла. Киты размножаются, когда в обилии присутствуют моллюски и планктон - их основная пища. Киты с моржами, заполонившие воды пролива Сенявина, становились легкой добычей. Северный народ жил, не зная нужды, развивался, и постепенно у него появились предпосылки к созданию более сложных форм социальной организации. "Общественное развитие вызвало необходимость кооперации усилий разных поселений, создания некоего политического образования, насчитывающего несколько тысяч человек, - полагает участник экспедиции, доктор исторических наук Сергей Арутюнов. - Это подобие племенного республиканского объединения. Интересно, что такое же устройство было у американских индейцев и в архаичной Греции". Ученые предполагают, что на Итыгран в назначенное время раз в год (скорее всего, ранней осенью, в конце сезона охоты, когда приближалось время штормов) могли съезжаться люди из десятка разных поселений и вместе участвовать в каком-то ритуальном действе. Из каждого поселка приезжало по байдаре, по 8-9 человек в каждой, то есть всего на острове собиралось около 100-120 человек. Это были наиболее значимые и почитаемые люди, самые ловкие и смелые охотники. Вероятно, им доверялось отблагодарить духов за успешный промысел. Благодарность свою изъявляли они в том числе и привезенными костями китов. Судя по числу костей, которые пошли на строительство аллеи, ради нее убили порядка сотни матерых, очень крупных гренландских китов. А это не вписывается в нормы добычи китов даже в лучшие для их популяции времена. Одно типичное поселение со 100 жителями в лучшем случае в год забивало 2-3 животных.

Но влиятельные люди собирались на острове, по предположению этнографов, не просто для того, чтобы принести жертву, попировать или посоревноваться друг с другом, а держали некий совет. "Вполне возможно, - продолжает Сергей Арутюнов, - Китовая аллея была не только храмом под открытым небом, а местом своеобразного парламента, съезда авторитетных представителей поселений". Здесь эскимосы, скорее всего, сообща решали самые разные задачи. Можно предположить, что в этом месте тысячу лет назад они заложили столицу своего протогосударства. А символом его, вероятно, могла быть Китовая аллея. Остров Итыгран в качестве места застройки был выбран неспроста. В этом районе, по-видимому, велась наиболее успешная китовая охота.

Но этнографов смутил тот факт, что, несмотря на обнаруженное множество костей тюленей и моржей, по которым исследователи определили, что в том месте когда-то много ели, пировали, жгли костры, следов постоянной жизни людей они там не нашли. Не нашли ни утвари, ни каких-то иных предметов быта. Так что скорее аллея служила местом встречи знати из разных поселков.

Но в один прекрасный момент древнее поселение перестало существовать, и Китовая аллея перешла из разряда центра микроцивилизации в список памятников истории. Сергей Арутюнов предполагает, что это случилось в начале XIII века, когда климат стал более суровым, условия для охоты в разы усложнились, а добычи стало гораздо меньше. Кто знает, какую роль в истории сыграло бы эскимосское государство, если бы не причуды климата. Ведь в период строительства Китовой аллеи и возникновения некоего подобия государства в других частях света зародились многие государства, которые обладали и продолжают обладать значительной силой на мировой политической арене. Почему эскимосы не смогли стать государством, уже не ответит никто. Ясно только, что не стали.

Признаки

А было ли государство?

Дмитрий Мадуров, старший научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук:

- Доказать факт существования государства, даже зачаточного, всегда трудно. Являются ли их признаками культовые комплексы или храмы? Они существовали у разных народов и тысячи лет назад. Взять, например, комплекс Аладжа-Хююк в Турции, построенный приблизительно в 9-м тысячелетии до нашей эры. Однако о государственности в той местности тогда речи не шло. Потому и нельзя однозначно сказать, что святилища - признаки государства. Тем не менее грань между ними очень зыбкая.

Валентина Горбачева , кандидат исторических наук, завотделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея:

- Была группа людей, живших большой патриархальной семьей, в которой формирование коллектива только начиналось. Сообща принимали решение, как охотиться. Проводили различные обряды, обращались к божествам, посылавшим удачу в промысле. Этот коллектив решал как экономические, так и религиозные вопросы. Но это еще не государственность.