Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




БЖРК: монстр-ракетоносец особого назначения

Грустный юбилей: пять лет назад с боевого дежурства в РФ было снято уникальное оружие возмездия и ответного удара, как его называли во времена холодной войны Советского Союза и США — боевые железнодорожные ракетные комплексы РС-22 (в натовской классификации — «Скальпель»). Созданные при непосредственном участии коллективов днепропетровских КБ «Южное», объединения «Южмаш», павлоградских химического и механического заводов, десятков других украинских предприятий, БЖРК начали поступать на вооружение в конце 80-х. И до сих пор, несмотря на отставку, они остаются непревзойденными по своим тактико-техническим характеристикам.

На первый взгляд, такие комплексы, беспрестанно колесившие стальными магистралями необъятного СССР, мало чем отличались от обычных пассажирских поездов и рефрижераторных секций. Конструкторы и изготовители мощной, доселе невиданной техники специально сделали БЖРК внешне неброскими, неприметными — дабы не раскрыть их настоящего предназначения.

А внутри основных вагонов находились грозные межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками, способные прямо с рельсов в кратчайшие сроки поразить противника на удалении более 10 тысяч километров. Во вспомогательных вагонах размещались автономные системы энергоснабжения, жизнеобеспечения, а также личный состав, что позволяло нести боевое дежурство на протяжении недель и даже месяцев, не покидая состава.

Эшелоны особого назначения курсировали преимущественно в ночное время, покрывая за сутки расстояния до 1500 км с севера на юг и запада на восток. Они оставались невидимыми для космической разведки противника, чему во многом содействовали и усилия сотрудников госбезопасности.

В БЖРК были применены новейшие на то время конструкторские решения, инженерные и производственные технологии. Так, впервые в ракетостроении был разработан запуск «Скальпелей» с любой точки железнодорожного полотна. После остановки состава специально выдвигаемое устройство отводило контактную сеть, чтобы она не мешала пуску, устанавливались мощные упоры, с вагона откидывалась крышка, подъемный механизм приводил ракету в вертикальное положение, после чего осуществлялся ее старт. Набрав небольшую высоту, «Скальпель» как бы замирал и отклонялся в сторону (это давало возможность отвести струю маршевого двигателя от пускового механизма и железнодорожной колеи, тем самым не допуская их повреждений) и только после этого уходил к цели. О точности говорит только один пример: ракета, запущенная под Костромой, поражала цель на Камчатке...

БЖРК представляли серьезную угрозу для США и их ракет четвертого поколения. Возможно, поэтому американцы, так и не сумевшие создать аналоги наших ударных железнодорожных монстров, с энтузиазмом восприняли подписанные последним президентом СССР Михаилом Горбачевым решения об уничтожении этих комплексов и даже взяли на себя часть расходов по утилизации. Правда, запала хватило ненадолго. Может, после недавнего ядерного саммита в Вашингтоне дело удастся сдвинуть с мертвой точки...

Да, мир меняется, и хочется думать, времена холодных, звездных и прочих войн канули в Лету навсегда. Но то, что некогда составляло законную гордость выдающихся отечественных конструкторов, инженеров, техников, рабочих, военных, не должно быть предано забвению.

ЧТО ТАКОЕ БЖРК. В состав комплекса входил желдорсостав из трех 3-вагонных пусковых модулей с межконтинентальными баллистическими ракетами, командного модуля из 7 вагонов, цистерны с запасом ГСМ. Дальность стрельбы — 10100 км, Стартовый вес ракеты 104 тонны. Летные испытания «Скальпеля» начались в 1985 году на полигоне Мирный. Ресурсные и транспортные испытания БЖРК по железным дорогам от Салехарда до Чарджоу и от Череповца до Читы — 400 тыс. км!

«КРУЧЕ ТАКИХ ЭШЕЛОНОВ ОХРАНЯЛИ ТОЛЬКО БРЕЖНЕВА»

Спецпоезда-ракетоносцы передвигались с соблюдением режима максимальной секретности и обеспечивались надежной охраной. О некоторых особенностях службы «Сегодня» рассказал старший офицер-железнодорожник Владимир А., который давал подписку о неразглашении гостайны.

— Откуда и куда следует эшелон с ракетами, было известно только очень узкому кругу лиц, — говорит он. — К примеру, я знал, что состав через нашу узловую станцию идет до Брянска. Мы встречали его с начальником местного отдела КГБ и военным комендантом — других встречающих на перроне не было и быть не могло. Быстро оформляли документы и отправляли поезд дальше. Но куда он едет после Брянска, не посвящали и нас. Еще недалеко от станции Кролевец стояли две дивизии Ракетных войск стратегического назначения — туда частенько доставляли ядерные боеголовки. Делалось это тоже скрытно, в основном ночью. Иногда подъездные пути накрывались маскировочной сеткой — чтобы процесс перегрузки не был виден из космоса. Ракетчики говорили, что над Кролевцом постоянно висят, сменяя друг друга, американские спутники-шпионы, и все было направлено на то, чтобы не рассекретить ход работ. Но прежде чем эти боеголовки привозили нам, их трижды гоняли эшелонами, например, в Мурманск, и дважды — в Иркутск. Так запутывали вероятного противника. Были и так называемые ложные перевозки: в вагонах некоторых поездов — ни ракет, ни боеголовок, они шли пустыми, но все обставлялось так, чтобы сбить с толку американцев и показать, что это не простые эшелоны. Сейчас об этом уже можно говорить, а раньше — что ты, головой ответил бы. Система работала. Дорогостоящая, неимоверно затратная, но — система.

По уровню безопасности атомные поезда мог превзойти, пожалуй, только литерный — которым городами и весями перемещался незабвенный Генсек Леонид Ильич Брежнев. Он не любил самолеты и предпочитал авиации железную дорогу. У него был наготове пассажирский экспресс. Перед отправлением из Москвы по всему маршруту следования перекрывалось попутное и встречное движение, а вдоль колеи на расстоянии прямой видимости (примерно через 80—100 метров) выставлялись сотрудники милиции и КГБ.

— Когда Леонид Ильич в 1982 году решил открыть в Киеве Мемориальный комплекс Великой Отечественной войны, — говорит А., — перед его составом остановили движение от Белокаменной аж до Львова. Железнодорожные стрелки закрыли на замки, забив костылями, чтобы случайно или умышленно никто ничего не повредил. Но ЧП все равно произошло — на колею упало старое дерево, которое успели оттащить в сторону...

НА «СКАЛЬПЕЛЬ» РАБОТАЛА И КОНТРРАЗВЕДКА

До недавнего времени участие сотрудников КГБ и СБУ в разработке, испытаниях, производстве и применении ракетной техники оставалось довольно закрытой темой. Первым табу нарушил бывший глава украинской спецслужбы генерал армии Леонид Деркач. В своих книгах «...О чем могу рассказать», вышедшей в 2008-м, а также «Контрразведчик», увидевшей свет годом позже, он приоткрыл завесу секретности, рассказав, чем и как занимались наши чекисты, обеспечивая ракетчикам «зеленый коридор» и тщательно охраняя гостайны от возможных посягательств иностранных разведорганов. На днях из печати вышла новая книга Леонида Васильевича — «Контрразведчик-2».

— Эта детективная повесть — продолжение предыдущей, в которой рассказывается о противостоянии главных спецслужб периода 80-х — КГБ Союза и ЦРУ США, — сказал автор «Сегодня». — Здесь действуют те же герои — офицер госбезопасности Сергей Ярков, вовлеченный в оперативную игру с американцами, его старшие товарищи Верещагин, Шамов, другие... В результате суперизобретательных комбинаций Яркову, которого подвергают очень серьезным проверкам, удается завоевать доверие ЦРУ... Но в итоге из-за грядущего развала СССР офицера приходится вывести из игры... По насыщенности и фактажу «Контрразведчик-2» ничуть не уступает «Контрразведчику». Обе книги, что называется, написаны жизнью. Сюжетная линия действительно охватывает работу контрразведки — такой, какой она была на самом деле, без приукрашивания и глянца. Я ее испытал, прочувствовал на себе.

— Тем не менее в повестях присутствуют и герои с узнаваемыми, но умышленно искаженными фамилиями — например, Губачев, Аковлев... Есть географические названия несуществующих городов — Предпорожье, Славгород, Камнегорск... Днепропетровский ракетный «Южмаш» почему-то переименован в «Топаз», хотя такое предприятие выпускает вовсе не «Скальпели», а не менее знаменитые «Кольчуги» в Донецке...

— Любой автор имеет право на определенную долю художественного вымысла. Профессиональные писатели детективных повестей порой болезненно воспринимают попытки вторжения в их сферу нелитераторов. Кто-то выискивает какие-то неточности, пытается на чем-то подловить. Дабы никого из них не расстраивать, было решено воспользоваться некоторыми литературными приемами и даже псевдонимом. В последнее время я приболел, но все равно не прекращал писать. С моими коллегами горячо обсуждали каждый эпизод, спорили. Короче, был настоящий творческий процесс.

— Вы много пишете о БЖРК — боевых железнодорожных ракетных комплексах, грозном оружии, которое Советский Союз противопоставил Соединенным Штатам. Они остались где-то?

— Нет, все комплексы уничтожены. Их гарантийные сроки — 12 с половиной лет. Твердое топливо не может существовать дольше. На Павлоградском химическом заводе дожидаются утилизации 5 тысяч тонн такого топлива. Все обещали давно это сделать, и американцы в том числе, но дело застопорилось.

— И в России «Скальпелей» не осталось?

— Последний состав выпустили в 1992-м. И его гарантийный срок тоже истек.

— Чем именно они были опасны для американцев?

— Есть такой показатель — экономическая эффективность выстрела. Когда пуск ракеты производится из шахты, рано или поздно космическая разведка определяет и засекает этот момент. Например, по электронному излучению. БЖРК движется по какому-то радиусу, покрывая площадь диаметром, допустим, 1500 километров. Чтобы его уничтожить, нужно ядерными зарядами покрыть всю эту площадь. Такое физически невозможно.

— Вагоны, где размещались «Скальпели», в целях конспирации камуфлировали под рефрижераторные секции, которые возят обыкновенную свежемороженую рыбу из какого-нибудь Калининграда или Хабаровска?

— Совершенно верно.

— И со спутника нельзя было разглядеть или понять, что внутри вагонов?

— Со спутника — нет. А вот без спутника... Расскажу об одном показательном случае. Я был заместителем директора Павлоградского механического завода по режиму, являясь одновременно офицером действующего резерва КГБ. Когда генеральный конструктор Владимир Федорович Уткин отправлял на испытания в Мирный первую твердотопливную ракету, он назначил меня старшим, ответственным за безопасность эшелона по всему маршруту. А до полигона ехать — трое суток. И мы все это время глаз не сомкнули. После Вологды остановились на станции Данилов. Я у основного вагона. И вдруг вижу дедушку, путевого обходчика. Поравнялся со мной и спрашивает: «Что везете? У вас тут 130 с чем-то тонн». А грузоподъемность обычного вагона — около 60 т. Отшутился: «Дед, — говорю, — да это мы золото везем». Но интересно стало — как это обходчик на глаз определил вес? Он и отвечает: мол, у вагонов не по 4, как всегда, а по 8 осей, и пружины открытые, и он знает, на какую величину пружина сжимается — на молоточке, которым постукивает, есть деления, и если их сосчитать, получится куда больший, чем в обычном вагоне, груз...

— Вот вам и дедуля!

— После этого я подготовил докладную записку в КГБ СССР с предложением доработать вопрос так, чтобы невозможно было вычислить нагрузку на ось и тем самым привлечь внимание к содержимому вагонов. Защиту от противодействия иностранных военно-технических разведок тогда обеспечивали целые институты. Предложение было учтено руководством.

— Как нашим контрразведчикам все же удавалось предотвращать попытки иностранных разведок добыть важную информацию о «Скальпеле»?

— Об этом тоже повествуют книги. Шло очень серьезное противоборство спецслужб. Победителем в нем оказывался тот, кто действовал профессиональнее, решительнее, расчетливее, тоньше. Запускали и дезинформацию. Иногда балансировали, как говорят, на грани. И мне приятно вспомнить многое из того, что происходило на самом деле. О каких-то неординарных, заслуживающих внимания, решениях можно прочитать и в «Контрразведчике-2».

— Разработка БЖРК так и осталась советским ноу-хау?

— Их не сумели сделать даже американцы!..

«Сегодня» позвонила на павлоградский химический завод, чтобы узнать, какова ситуация с утилизацией твердого ракетного топлива из оставшихся в наследие от СССР межконтинентальных баллистических ракет «Скальпель».

— Действительно, у нас на хранении находится 5 тысяч тонн твердого топлива, — говорит директор предприятия Леонид Шиман. — Ведь именно на павлоградском химзаводе его изготавливали для всех трех ступеней ракет. Поэтому еще в 1997 году было принято решение о полной утилизации этого топлива экологически безопасным методом, исключающим загрязнение окружающей среды.

Вначале за финансирование работ бралось министерство обороны США. Однако в 2002-м американский конгресс программу свернул, и еще через год выделение средств прекратилось.

В 2004-м президент Украины Леонид Кучма и тогдашний Кабмин приняли решение возобновить финансирование работ за счет госбюджета. Частично эти расходы взяло на себя само предприятие и сумело заметно сократить образовавшуюся задолженность. Но несмотря на это, к 2009-му году отставание в финансировании составило порядка 170 млн грн.

— Теперь чтобы выйти на запланированные объемы утилизации, — говорит Шиман, — необходимо около $100 млн. Меньшую часть из этой суммы могла бы профинансировать американская сторона, большую — украинская. США такую помощь нам обещали. Она тем более важна, что хранящееся на заводе топливо по своим химическим, термодинамическим и другим параметрам не может находиться дольше середины лета. Оно в очень плохом состоянии, которое не может не вызывать беспокойства — его необходимо срочно утилизировать, но на это нужны деньги.

Директор завода добавляет, что в ситуацию посвящены Кабмин, СНБО, другие структуры, от которых зависит решение проблем. О них шла речь и на недавней встрече в ходе ядерного саммита в Вашингтоне президентов Виктора Януковича и Барака Обамы.

— Безусловно, выполнять международные обязательства — святая обязанность подписавших их стран, — говорит Леонид Николаевич. — Но мы оказались в подвешенном состоянии, и считаем, что нужны срочные меры. Без них ни строительство новых объектов для утилизации твердого ракетного топлива, ни внедрение высоких технологий, ни сами процессы утилизации не реальны.

ОБ АТОМНОМ ПОЕЗДЕ СНИМУТ МНОГОСЕРИЙНЫЙ ФИЛЬМ

Если бы «Скальпель» разрабатывался в наши дни, его непременно оснастили бы системой самоликвидации — на случай вероятного захвата террористами или диверсантами. А вот четверть века назад такие устройства предусмотрены не были. — Но при остановках по пути следования БЖРК обеспечивалась очень серьезная его физзащита, — говорит Леонид Деркач. — Целое подразделение охраняло спецэшелон и подступы к нему. Оперативные работники круглосуточно отвечали за безопасность и жесткий контрразведывательный режим, чтобы никто из посторонних не мог и близко подойти к составу...

Интересен также факт, что к сопровождению БЖРК был причастен нынешний первый замминистра внутренних дел генерал Сергей Попков. В те годы он был командиром роты, а затем комполка. Принимал непосредственное участие и в испытаниях твердотопливных двигателей, которые, как и тестирование самих ракет, проводились в обстановке строжайшей секретности.

Предыдущие книги Леонида Деркача «...О чем могу рассказать», «Контрразведчик» с большим интересом были встречены читателями — действующими и бывшими сослуживцами по КГБ и СБУ, будущими сотрудниками госбезопасности. Настольным пособием слушателей Академии спецслужбы стала закрытая монография Деркача «Комплексная системная защита секретов — теория и практика». «Контрразведчик-2» удачно сочетает в себе жанр остросюжетного детектива и ценного учебника, благодаря чему завтрашние чекисты постигают тонкости профессии.

— По книге «Контрразведчик» уже готов сценарий многосерийного фильма, — сказал Леонид Васильевич «Сегодня», — а по ее продолжению — пишется. Пока в отечественном кинематографе кризис, за сериал берутся россияне. Проявляет интерес и телеканал «Интер». Так что посмотрим...