Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Новая старая броня

БТР XXI ВЕКА в России пока нет, зато имеющийся прошел серьезную модернизацию.

Недавние заявления первых лиц российского военного ведомства, в том числе начальника вооружения Вооруженных Сил - заместителя министра обороны РФ генерала армии Владимира Поповкина, об отказе от закупок ряда образцов бронетанковой техники оставили несколько неоднозначное впечатление. Если одни решения руководства Минобороны выглядят вполне логично, то другие вызывают недоумение. Последние связаны и с дальнейшей судьбой основного колесного средства передвижения российских мотострелков - бронетранспортера БТР-80.

Владимир Поповкин, напомним, заявил, что Минобороны не будет покупать БТР-80, поскольку для выхода десанта из этой машины предназначаются боковые двери и бойцы не могут покидать ее на ходу. Однако боковые двери для мотострелков - это не прихоть инженеров, создававших советские бронетранспортеры. Такая компоновка с расположением моторно-трансмиссионного отделения в корме бронетранспортера и отделения для десанта в центральной его части была обусловлена тактико-техническими заданиями на разработку БТР-70 и БТР-80, требовавшими обязательную плавучесть этих машин. Кроме того, возможность десантирования на ходу при конструировании этих бронетранспортеров все-таки предусматривалась, хотя покинуть их в движении - дело не очень простое.

ЛУЧШИЙ ВЫХОД - ЕЗДА ВЕРХОМ

Стоит отметить, что боковое расположение десантных люков отчасти действительно неоптимально, но в то же время имеет и такое важное преимущество, как возможность высадки и посадки бойцов под прикрытием борта. В случае нападения из засады на бронетранспортер с задней аппарелью (при такой компоновке высадка на ходу как раз не представляет проблем) большой задний люк создает гораздо больше опасностей для десанта. Удачный выстрел из гранатомета, огонь из стрелкового оружия с нужной точки грозят гибелью всем находящимся внутри такой машины людям.

Конечно, бортовые двери у БТР-80 также не лишены недостатков. Они прежде всего довольно узкие, а потому для быстрого входа и выхода мало приспособлены, через них сложнее затаскивать раненых.

Однако приведенный набор аргументов и контраргументов по поводу компоновки бронетранспортеров в целом несколько непродуктивен. Ведь мы говорим об использовании БТР, создававшихся для «большой» войны на Европейском ТВД, в условиях локальных конфликтов и контртеррористических операций. Свой ответ на вопрос, какое расположение люков для десанта удобнее на такой войне, сами солдаты дали еще в Афганистане - с той поры и до сих пор отечественная пехота ездит на своих боевых машина исключительно «верхом». Это значит, что для мятежевойны нужны принципиально иная бронетехника и принципиально иные методы ее применения.

По имеющимся данным, разработка БТР нового поколения в России ведется ускоренными темпами. О конструкции этой машины пока ничего неизвестно. Однако с уверенностью можно сказать, что она будет заметно дороже своих предшественниц. Вот почему имело бы смысл наравне с этим, пока гипотетическим новым бронетранспортером сохранить на вооружении и отработанный, хорошо знакомый в войсках и в целом совсем неплохой БТР-80, подвергшийся, естественно, серьезной модернизации. Тем более что такая усовершенствованная машина уже есть. Речь идет о БТР-82 и БТР-82А. Они созданы коллективом Военно-инженерного центра (конструкторское бюро в составе «Военно-промышленной компании») в тесном сотрудничестве со специалистами Министерства обороны России и готовятся к серийному выпуску на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ). В настоящее время совместная комиссия, в которую входят разработчики, представители предприятия-производителя, заказчика и научных организаций Главного автобронетанкового управления, приступила к завершающей фазе типовых испытаний двух модификаций нового колесного бронетранспортера.

РАБОТА НА ПУБЛИКУ

В минувшую пятницу на полигоне АМЗ состоялась публичная премьера БТР-82 и БТР-82А, которые до сих пор «живьем» видел лишь очень ограниченный круг лиц, включая премьер-министра Владимира Путина. В целом подвижность, проходимость и огневая мощь новых бронированных машин оставляют весьма благоприятное впечатление.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на модернизированные бронетранспортеры, - это унифицированный боевой модуль вместо прежней небольшой башенки. В варианте БТР-82 в нем установлен классический для этого образца отечественной бронетехники пулемет КПВТ калибром 14,5-мм, а в варианте БТР-82А - 30-мм автоматическая пушка 2А72. Оба варианта предусматривают и наличие спаренного 7,62-мм пулемета ПКТМ. Боевой модуль оснащен электроприводами вертикальной и горизонтальной наводки и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения, максимально унифицированным со стабилизатором БМП-2. За счет применения стабилизатора и электроприводов экипаж БТР-82(82А) получил возможность вести прицельный огонь на ходу. По оценке разработчиков, эффективность стрельбы модернизированного бронетранспортера возросла приблизительно в 2,5 раза. Важно отметить, что на БТР-82, где основным оружием является 14,5-мм пулемет КПВТ, боекомплект остался прежним - 500 патронов, но вместо 10 коробок с лентами по 50 патронов, как было на БТР-80, появилась система питания с единой лентой, то есть наводчик избавлен от необходимости производить довольно трудоемкую перезарядку пулемета после каждых 50 выстрелов.

Для повышения разведывательных возможностей и эффективности стрельбы наводчик получил в свое распоряжение комбинированный всесуточный прицел ТКН-4ГА (ТКН-4ГА-02) со стабилизацией поля зрения. Он, по словам главного конструктора Военно-инженерного центра (ВИЦ) Юрия Королева, позволяет осуществлять дистанционный подрыв 30-мм снарядов. «Разработка боеприпасов такого типа в настоящее время близится к завершению», - отметил Юрий Королев. Принятие их на вооружение позволит заметно повысить возможности отечественной бронетехники по поражению живой силы противника, находящейся под прикрытием складок местности или в окопах.

Для улучшения командной управляемости БТР-82 (82А) на машины устанавливаются радиостанции пятого поколения Р-168, которые способны обеспечить переговоры как в открытом, так и в конфиденциальном режиме, системы топографического ориентирования «Трона-1» и комбинированные приборы наблюдения командира ТКН-АИ. Этот прибор снабжен лазерной активно-импульсной подсветкой и позволяет командиру обнаруживать противника на расстояниях до 3 км, дает повышенную точность измерения расстояний, исключает демаскирующие признаки инфракрасных прожекторов, устанавливаемых на БТР-80. Система топографического ориентирования «Трона-1» предназначена для определения текущих координат машины и отображения места ее расположения на электронной карте местности. Она имеет автономный и спутниковый каналы для получения навигационной информации. Система помогает в автоматическом режиме узнавать, как далеко находится пункт назначения, автоматически отображать пункты назначения, контрольные точки и цели на электронной карте, производить запись маршрута движения. Кроме того, в настоящее время ведется работа по установке на БТР-82(82А) программно-технического комплекса для интеграции в единую систему управления тактическим звеном.

В ПРЕДЕЛАХ ВОЗМОЖНОГО

При модернизации бронетранспортера конструкторы ВИЦ серьезное внимание уделили повышению уровня защиты экипажа и десанта, постаравшись выжать все, что можно, из базовой конструкции без серьезного увеличения массы машины. Внутренние поверхности бронекорпуса, например, обшиты противоосколочным подбоем, представляющим собой многослойный синтетический материал типа кевлара. Он задерживает вторичные осколки при пробивании брони и исключает возможность рикошета пули от бортов.

Серьезно улучшить противоминную стойкость корпуса машины не представляется возможным, поскольку наращивание защиты днища неминуемо приведет к резкому росту массы и как следствие - увеличению нагрузок на ходовую часть и трансмиссию, что повлечет резкое снижение их надежности. Да это фактически и невозможно, говорит главный конструктор ВИЦ. Чтобы повысить стойкость имеющегося корпуса БТР к подрывам до уровня машин типа MRAP, бронетранспортер нужно строить с нуля. Для уменьшения негативных последствий от взрывов под колесами или корпусом на БТР-82(82А) полы застелены противоминными ковриками, представляющими собой многослойное резиновое покрытие, слои которого обладают разными свойствами. Такие коврики частично демпфируют воздействие взрывной волны.

Кроме того, сиденья экипажа и десанта планируется оснастить специальной подвеской, которая также должна снижать влияние энергии взрыва на находящихся внутри БТР людей. На представленных в Арзамасе двух опытных машинах такая подвеска пока не установлена, поскольку «вписать» ее в ограниченное внутреннее пространство спроектированного 20 лет назад бронетранспортера непросто. По словам Юрия Королева, по сравнению с базовым вариантом минная стойкость БТР-82(82А) возросла примерно на 10 процентов.

Еще одно решение, направленное на повышение живучести модернизированных машин, - установка усовершенствованной системы пожаротушения. В целом же, по оценке разработчиков, в результате осуществления комплекса мероприятий по наращиванию защищенности бронетранспортера живучесть машины увеличилась на 20%, ее экипаж, агрегаты и системы удалось гарантировать от поражения бронебойными пулями стрелкового оружия противника с дистанции 100 м, а также от вторичного поражения осколками в случае пробития основной брони.

Впервые на отечественных бронетранспортерах произведена установка автономного энергоагрегата мощностью 5 кВт. Он обеспечивает экономию ресурса основного двигателя за счет исключения его работы при действиях в обороне, на блокпостах и т. д., увеличение ресурса и заряд АКБ, а также снижение заметности машины в тепловом и акустическом диапазонах.

С целью решения первостепенных эргономических задач - комфортность условий пребывания экипажа в машине, снижение его утомляемости при совершении маршей и ведении боя, особенно при повышенных температурах - на БТР-82(82А) устанавливается система кондиционирования воздуха. Она также обеспечивает оптимальные условия работы электронных устройств и приборов.

Оснащение новым оборудованием увеличило массу БТР-82(82А) по сравнению с базовым линейным БТР-80 приблизительно на тонну. БТР-82 весит 15 тонн, БТР-82А - 15,4 тонны. Для сохранения высоких показателей подвижности на них установлены новые двигатели мощностью 300 л. с. Они на 85% унифицированы с серийными моторами, предназначенными для армейских грузовиков КамАЗ семейства «Мустанг». Совершенствование подвески и установка амортизаторов повышенной энергоемкости обеспечили плавность хода и как следствие позволили увеличить среднюю скорость движения машин по пересеченной местности до 45 км/ч. В мостах БТР-82(82А) установлены шестеренчатые блокируемые дифференциалы, благодаря которым на 30% возросла проходимость. Благодаря другим мероприятиям по модернизации трансмиссии значительно увеличились межсервисный интервал (по отдельным позициям он сейчас достигает 15 тысяч километров - как у современных легковых автомобилей) и общий ресурс бронетранспортера.

Подвижность модернизированных машин на пересеченной местности, продемонстрированная в ходе показательных заездов на полигоне АМЗ, действительно выглядит весьма впечатляюще. В частности, пулеметный и пушечный бронетранспортеры без труда выполняли подъем и спуск с холма, крутизна которого на глаз сопоставима с 40-процентным тарированным подъемом Дмитровского автополигона. Другими словами, передвижение в горной местности не должно представлять для этих машин серьезных проблем.

По мнению представителей Военно-инженерного центра, оснащение мотострелковых подразделений и частей Российской армии бронетранспортерами БТР-82 и БТР-82А поможет обеспечить паритет с однотипными формированиями стран НАТО, оснащенными основными массовыми бронетранспортерами. Что касается Чечни, то внедрение противоосколочного подбоя и противоминных ковриков все-таки вряд ли заставит российскую пехоту спрятаться под броню, хотя до некоторой степени и облегчит жизнь экипажу. Справедливости ради надо сказать, что от подрыва на фугасе, сделанном из 122-мм снаряда, спасет не каждый MRAP и даже танк получит весьма существенные повреждения. А вот возможность вести прицельный огонь с ходу и расширение потенциала БТР для действий в темное время суток на Северном Кавказе, думается, оценят по достоинству.