Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Разрушение интеллектуальной среды России

«...Наука в некотором роде мать наша родная, всё одно, как и цивилизация... Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки...» Это сказал не министр А.Фурсенко, это написал А.П.Чехов - «Письмо к учёному соседу».

Много раз уже писалось об отношении министра А.Фурсенко к науке в России. Вот одно из последних высказываний министра (РИА Новости, 05.11.2009):

«Наука - не собес, деньги надо выделять под результат. Под определённые критерии...» Можно дополнить министра фразой из телевизионного фильма: «Наука не стриптиз, ей много не заработаешь!»

И уже Сергей Миронов («Аргументы и факты», № 20, 2009) выступает от имени партии «Справедливая Россия»: «Мы говорим, что выделять из бюджета очередные 300 млрд. руб. банкам и при этом оставлять колоссальные дыры в региональных бюджетах, идти на 40-миллиардное сокращение расходов на науку...»

Вот статистические данные (на 2007-й год) Института проблем развития науки РАН:

- По числу занятых в науке на 10 тысяч активного населения Россия оказалась позади Финляндии, Исландии, Швеции, Дании, Японии, Люксембурга, Франции, Новой Зеландии и Норвегии.

- Показатель внутренних затрат на исследования в расчёте на одного работника науки по сравнению с развитыми странами и вовсе микроскопический - 43,7 тысяч долларов, в то время, как в Швейцарии - 294,5 тысяч долларов, в Австрии - 238,1 тысяч долларов, в Германии - 236 тысяч долларов.

- Исследователи 50-59 лет составляют 27,8%; старше 60 лет - 23,1% по сравнению с 9% в 1990-м году; молодые учёные (до 29 лет) составляют 17%; учёные среднего возраста (30-39 лет) составляют 13,1%.

По данным Института проблем развития науки РАН (февраль 2009-го года) на 1 января 2008-го года исследованиями и разработками в России занимались 801 100 человек. Из них - 392 800 - исследователи, что составляет 41,2% по отношению к 1990-му году - году начала «реформ».

Доля исследователей в науке сокращается, что говорит о превращении научных учреждений в хозяйственные субъекты. Молодые учёные, проработав некоторое время в науке, покидают её - в основном из-за социально-экономических проблем.

При этом наблюдается явление, которое можно назвать именем президента РАН - «парадокс Осипова»: который формулируется, как «чем меньше учёных, тем больше академиков».

В итоге:

- практически полностью разрушена прикладная наука;

- в стране стали забывать о такой категории, как вузовская наука;

- за рубеж выехали несколько сот тысяч учёных;

- по подсчётам экспертов ООН, отъезд за рубеж человека с высшим образованием наносит стране ущерб размере от 300 тысяч до 800 тысяч долларов.

- более 90% уехавших учёных - специалисты в области естественных и технических наук. За годы «реформ» закрыто 70 000 заводов.

Заработная плата учёного находится на уровне продавщицы супермаркета.

В этой связи вспоминается анекдот, рассказанный Нобелевским лауреатом Жоресом Алфёровым:

- Доктор медицинских наук вызвал сантехника, чтобы исправить соответствующие повреждения. Работа была выполнена где-то за 15-20 минут, после чего с доктора запросили 30 долларов. Удивлённый учёный сказал: «Я не получаю такие деньги за столь короткое время работы». Сантехник ответил: «Я тоже не получал, когда был доктором физико-математических наук!»

Смешно, правда?

На этом фоне постоянно возникают разговоры о необходимости инновационного развития, о модернизации, фактически, на основе разгромленной промышленности, то есть и в науке, и в промышленности, и, как увидим ниже, в образовании осуществляется единый принцип: «До основанья, а затем...»

При этом любые инициативы руководства страны упираются в саботаж, и, мягко говоря, в «нецелевое использование денежных средств» со стороны всесильного чиновничества. Вот характерный пример: два с половиной года назад было принято решение об ускоренном развитии нанотехнологий в стране, и была создана государственная корпорация «Нанотех» во главе с А.Чубайсом. А ведь известно, что «где Жуков - там победа», а «где Чубайс - там беда».

В результате: государство выделило корпорации 130 млрд. рублей, корпорация освоила всего 10 миллиардов рублей, причём 5 миллиардов из них потрачено на функционирование самого «Роснано»: зарплаты, бонусы, хозяйственные и прочие технические расходы, что потрясло проверявших её работников Генеральной прокуратуры. Остальные деньги лежат на банковских депозитах в качестве временно свободных, предприятиям же не хватает денег.

Много красивых слов сказано о системе высшего образования страны имени Фурсенко, которая, на деле, служит общему снижению уровня образования способствует переход на «двухступенчатый» уровень (4 года - бакалавр, ещё два года - магистр). Главная цель чиновников от науки - сделать дипломы наших высших учебных заведений действительными на Западе, что ещё больше облегчит выезд специалистов из России. Наше научное чиновничество превращается в подобие коллективного сутенёра, поставляющего за рубеж дешёвых учёных. Отметим, что уже сейчас ежегодно страну покидает до 15% выпускников ВУЗов.

Великий русский учёный Д.И.Менделеев как будто бы предвидел «реформу» имени А.Фурсенко:

«Выходит, почти неразрешимая по виду дилемма: для обогащения нужно просвещение, просвещение немыслимо без предварительного обогащения...» Иными словами, чтобы проводить модернизацию экономики и развивать инновации необходимо иметь соответствующую систему образования. Для развития образования - в него надо вложить деньги.

Д.И.Менделеев продолжает: «Ныне сеют, а жатва далеко, и неизвестно - соберём ли. На этом стоит вся цивилизация, дикарь же этого не хочет - давай сейчас, и на этом начале грабежа основано многое...» (выделено мной. - В.Б.).

«Реформы» нанесли существенный урон не только инновационному потенциалу, но и нанесли удар по будущему России - это сокращение расходов на образование, которые теперь находятся на уровне Турции. Количество школьников за 5 лет снизилось с 20 миллионов до 15 миллионов, целенаправленно снижается качество образования школьного и, естественно, высшего.

Если в советское время по числу студентов на 10 тысяч человек мы занимали второе место в мире. Сейчас по этому показателю (179 студентов) нас обогнали Канада (299), Австрия (227), Бельгия (224), Финляндия (220), Испания (187) и некоторые государства Латинской Америки.

По данным ЮНЕСКО, Россия по интеллектуальному потенциалу молодёжи скатилась с 3-го места в мире (1953 г.) на 40-е, по другим данным - на 47-е место.

Ещё в 2004-м году, Я.Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, супруг министра Э.Набиуллиной, в ответ на вопрос: «Сколько стоит ЕГЭ?», ответил: «Порядка 800 млн. рублей в год». Это было 6 лет назад, нет оснований подозревать, что за это время расходы сократились.

Проблеме подготовки технических специалистов для зарубежных экономик уделил внимание вице-премьер С.Иванов, который сказал: «Россия богата не только углеводородными ресурсами. Люди - вот наша "вторая нефть", которая в условиях становления экономики знаний по своему значению вскоре займёт заслуженное первое место» («Аргументы и факты». Международное издание, № 1, 2010 г.).

Естественно, этому должно способствовать полноценное высшее образование для избранных, и здесь читаем буквально убийственное для министра А.Фурсенко, внедряющего ЕГЭ, сообщение: «Медведев освободил Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты от ЕГЭ» («Комсомольская правда», 12 ноября 2009-го года).

При этом президент сказал: «Цель амбициозная - поставить СПбГУ и МГУ в один ряд с крупнейшими университетами мира, разработав собственную программу развития».

Мало того, в марте 2010-го года ещё 11 ВУЗов получили право проводить приёмные экзамены несмотря на наличие бумаг по ЕГЭ.

Как здесь не вспомнить про унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла.

Если говорить о подготовке специалистов для внедрения новейших технологий, то представляется необходимым осуществить следующие меры в области высшего образования:

- ликвидировать систему платного высшего образования с закрытием частных учебных заведений, восстановив утраченную советскую систему государственной подготовки специалистов.

- обратить особое внимание на развитие вузов, готовящих специалистом для предприятий промышленности и науки, способных свернуть страну с пути энергетического донора развитых стран.

- в условиях приближающегося продовольственного кризиса усилить и увеличить подготовку специалистов сельскохозяйственного производства.

- запретить внедрение единого государственного экзамена, как средства снижения качества подготовки будущих специалистов.

- запретить введение системы бакалавр-магистр, как средства снижающего общий уровень российского образования.

- в условиях экологического кризиса организовать расширенную подготовку специалистов-экологов.

- в крупных технических вузах восстановить роль вузовской науки, организовав и оснастив специализированные лаборатории.

А пока в стране пользуются спросом юристы, журналисты-международники, экономисты - их готовят за 170-430 тысяч рублей в год, это специальности для избранных, для будущих российских чиновников.

И только жёсткие меры в отношении разрушителей отечественной науки и образования могут поставить страну на рельсы модернизации и инновационного развития. Иначе мы так и останемся Сырьевой Державой до тех пор, пока у нас не кончится это самое «сырьё»