Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Робот детям не игрушка

Учёным удалось понаблюдать за установлением социальных связей между детьми и роботом-кибером. Дети всегда любили играть в игрушки, и в последнее время учёные-робототехники прикладывали максимум усилий, чтобы создать «умных» роботов, которые смогли бы заменить детям обычных плюшевых мишек и машинки.

До сих пор отказ ребенка от традиционной игрушки в пользу металлических робособак или киберов казался маловероятным.

Однако в ходе последних наблюдений дети, получившие возможность пообщаться с роботом, вскоре стали игнорировать свои обычные игрушки.

По словам учёных, это наблюдение позволяет говорить о возможностях полноценных социальных взаимоотношений между роботами и людьми.

Известно, что связи между человеком и его домашним питомцем усиливаются с течением времени и, в конце концов, животное становится полноценным членом семьи. Однако самые доступные роботы, приспособленные для коммуникации с людьми и даже внешне похожие на домашних любимцев (например, робособака Aibo), быстро надоедают хозяевам и интерес к новой «игрушке» утрачивается уже через 10 часов эксплуатации.

Учёные из Университета Калифорнии в Сан-Диего располагали статистическими данными и решили проверить справедливость таких наблюдений на примере выпущенного компанией Sony в 2003 году кибера – андроида Qrio. Американские робототехники выбрали именно эту разработку, поскольку двуногий кибер был создан специально для игры с детьми, и его физические параметры (вес 7 кг при росте в 58 см) являются оптимальным и безопасным для игры с ребенком.

Кроме того, Qrio, оснащенный 38 встроенными сервомоторами, стереообъективами, семью микрофонами и 36 датчиками движения, может быстро передвигаться, брать предметы, танцевать, подниматься по небольшой лестнице и держать равновесие, стоя на одной ноге, а также узнавать прежде увиденные лица. Кибер знает более 60 000 слов на разных языках мира, так что он способен не только выполнять команды, но и сам задавать «умные» вопросы, связанные с конкретной ситуацией. Иначе говоря, Qrio обладает зачатками адаптивного поведения, что позволяет ему быть собеседником и товарищем по играм, в зависимости от пожеланий хозяина.

В исследовании, проведенном под руководством специалиста по робототехнике Фумихидэ Танака, приняли участие дети, которым уже исполнилось 5 месяцев и которые до сих пор еще ни разу не сталкивались с роботами, зато традиционные игрушки уже освоили в достаточной степени. Детей поместили в специальную «детскую комнату» при университете, где малыши под наблюдением психологов и роботехников общались с Qrio. Эти игры продолжались в течение более 5 месяцев, каждая встреча длилась приблизительно 50 минут – пока у машины не заканчивался заряд аккумуляторов. Всего подобных «занятий» состоялось 45.

Во время игр роботов с детьми в помещении работала камера, так что исследователи в дальнейшем смогли оценить уровень социального взаимодействия и близость возникших между роботом и детьми отношений. Кроме того, учёные также оценили количество осязательных контактов ребенка с роботом и, подсчитав количество дотрагиваний детей к Qrio, сравнили полученные данные с тем, как часто дети тактильно контактируют с традиционными игрушками и другими детьми. Как cообщили исследователи в своей статье, опубликованной в последнем номере Proceedings of the National Academy of Sciences, анализ и расшифровка полученных данных потребовали двухлетнего исследования.

Как рассказывают сейчас учёные, в ходе первых 27 сессий (I фаза исследования) робота настроили так, чтобы он отвечал на действия детей и, например, при любом прикосновении к своей «голове» начинал хихикать. В этом случае детям нравилось играть с Qrio, заметили учёные. Затем исследователи перепрограммировали андроида, и в течение последующих 15 встреч (II фаза) поведение Qrio стало менее разнообразным – он фактически не отвечал на интерес со стороны детей и в течение отведенного на одну встречу времени танцевал один и тот же танец, не реагируя на прикосновения малышей.

От встречи к встрече танец менялся, однако в этот период робот не становился участником разворачивающихся игр, и интерес к нему упал.

Наконец, для проведения трёх последних встреч (III, завершающая фаза исследования) робототехники восстановили все функции Qrio, так что он вновь стал полноценным участником игр детей, а интерес к нему вновь возрос.

Таким образом, сообщают учёные, к концу исследования дети относились к Qrio не как к обычной игрушке, а как к полноценному товарищу по играм. А значит, то, как был запрограммирован робот, прямым образом влияло на характер привязанности, который появлялся в результате общения малышей и машины. Так, когда робот проявлял интерес к детям и активно «играл» с ними, дети испытывали к роботу крайне положительные эмоции и в такие моменты обнимали андроида даже чаще, чем обычно обнимают плюшевых медведей или кукол. Кроме того, прикосновения детей к роботу были крайне деликатными, как будто они прикасались к другому ребенку, а не к неодушевленной машине.

Авторы исследования остались довольны результатами своей работы. По мнению Фумихидэ Танаки, исследование демонстрирует, что «разрабатываемая технология приблизилась к появлению социализации между роботами и детьми».

Другие эксперты более осторожны в своих выводах. Как отметил в интервью Science< Натан Фрайер, технолог и социолог из Ренселеровского политехнического института, штат Нью-Йорк, США, тактильный контакт не является единственным признаком того, что между детьми и роботами возникает социализация и сродство в ходе игры. Однако, в любом случае, осуществленное исследование стало хорошим фундаментом для будущих исследований, касающихся детства и робототехники.