Динозавры и история жизни на Земле

Поиск по сайту



Статистика




Яндекс.Метрика




Блоги - инкубатор интеллектуалов?

Намедни порадовался я тому, что мое выступление о социальной актуальности блогосферы нашло отклик на Liberty, в статье Сергея Роганова "Блогер, блогер, где ты был? - Я в комьюнити ходил..."

Правда, в реальности к моему посту эта статья имеет косвенное отношение - хотя автор на мой текст и ссылается, но по большей части полемизирует сам с собой. Рассуждает о том, что мол, хотят интеллектуалы от власти, и что власть хочет от интеллектуалов. Я же в упомянутом тексте говорил о том, насколько нужны блоги не власти, а народу. Полагаю, что то, хочет власть, ведомо только ей самой, и потому тратить время на бесплодные домыслы и оторванные от реальности фантазии не стану. Самый важный для российской блогосферы вопрос, на мой взгляд, связан не с потребностью в ней власти - а с потребностями общества в целом. Включая нас с вами, уважаемые блогеры - ведь мы, как-никак, тоже часть общества... как говорили в прежние времена, "передовая" часть.

Она же - интеллектуальная. Уточню: в отличие от оппонента, я не делю общество на интеллектуалов и "недоумков", то бишь антиинтеллектуалов. Для меня выделение интеллектуалов, как определенного слоя населения, основано не на образовательном цензе, измерении коэффициента интеллекта, или тем паче измерении размеров черепа. Интеллектуалы - люди, занятые преимущественно интеллектуальным трудом. С одной стороны, сподвигли их к этому личные склонности - а с другой, так для них сложились обстоятельства, можно сказать, жизнь заставила. И все эти люди, имя коим если не легион, то, по крайней мере, миллионы, образуют определенный класс, именуемый модным словом "когнитарии". Класс, в который входят, так сказать, хранители знаний общества, его интеллектуальная движущая сила. И хотя пока еще не все интеллектуалы (особенно за 50 и старше), но совершенно определенно можно сказать, что значительная часть блогеров - по крайней мере, подавляющее большинство совершеннолетних пользователей "Живого журнала" - принадлежит к интеллектуальной части общества.

Если и встречаются редкие исключения, то они лишь подтверждают сформулированное общее правило. Вот в чем, на мой взгляд, состоит главная роль блогосферы, в удовлетворении ряда интеллектуальных потребностей общества, которые для сегодняшнего общества являются буквально жизненными. Иначе говоря, потребностей жизненно важных, без удовлетворения которых общество просто не может обойтись. Для примера, приведем аналогию с потребностями человеческого организма. Потребность есть-пить является для него, безусловно, жизненной, витальной. А вот потребность курить-выпивать, хотя и может для некоторых индивидов весьма остро ощущаться как актуальная, насущно необходимая, жизненной бесспорно не является.

Какие именно жизненные потребности общества удовлетворяет блогосфера и почему является для него облигатно необходимой?

Во-первых, блогосфера создает среду массовой коммуникации, в которой происходит обмен знаниями и мыслями, кооперативное формирование нового коллективного знания. (Отсюда переходим к экономике знаний и информационному обществу - я просто воздержусь от повторения известных представлений.)

Во-вторых, блогосфера еще и становится средством массовой информации.

Да-да, я не оговорился: конечно, отдельно взятый блог не является СМИ. Но в своей совокупности блоги способны функционировать как некоторое СМИ нового типа - распределенного (о последнем я писал в 2006 г., еще до начала бурного роста русскоязычной блогосферы).

И, наконец, в-третьих (по порядку перечисления, но не по значимости), сегодня блогосфера объединяет в обществе его интеллектуальную часть, способствует формированию коллективной идентичности последней. Блоги способны выступать своего рода инкубатором интеллектуалов! Быть блогером сегодня престижно, ведь это означает быть лидером мнений для определенного круга людей (численность которого может достигать нескольких тысяч человек), участвующих в формировании виртуальной, но реально интеллектуально-притягательной среды. Благодаря механизму радиальной коммуникации, характерному для т.н. возбудимых сред, блогосфера способна выступать не только ретранслятором, но и усилителем голоса отдельно взятого блогера, многократно расширяя его аудиторию. Этот эффект еще более возрастает благодаря взаимопроникновению блогосферы и традиционных СМИ.

Отсюда вытекает особая значимость блогосферы, как интеллектуальной среды, для решения задач, стоящих перед нашим обществом на современном этапе его развития, поскольку (цитирую энциклопедию) "в странах, отставших в своем развитии, социальная группа лиц интеллектуального труда приобретает особые черты. Лучше других понимая отсталость своей страны, интеллектуалы становятся главными проповедниками ценностей модернизации."