Учёные заглянули в лицо страха и вскрыли основы лицемерия

Почему наши брови ползут вверх от ужаса, а глаза широко раскрываются при виде опасности? Есть ли какой-то физиологический смысл у проявления эмоций? Учёные попытались ответить на этот вопрос, а заодно выяснили, что количество мимических мышц у многих людей различно. Возможно, имена эта особенность помогла многим из нас заводить друзей, а некоторым – изощрённо лицемерить.

Постановка вопроса, безусловно, не нова: эволюционную подоплёку эмоций предполагал ещё сам Дарвин. Он, напомним, попытался разобрать эту проблему в работе "Выражение эмоций у человека и животных", где была описана идентичность мимики при реакции на определённые ситуации у людей из самых разных уголков планеты и даже у некоторых животных.

Основатель теории естественного отбора считал, что выражение лица человека должно быть функциональным, например, обеспечивать лучшую "картинку" при встрече с врагом. Однако его гипотеза до сих пор оставалась неподтверждённой, а многие учёные придерживались точки зрения, согласно которой внешнее проявление эмоций было в основном обусловлено социальными факторами.

Специалисты по когнитивным исследованиям Адам Андерсон (Adam Anderson), и Джошуа Сасскинд (Joshua Susskind) из университета Торонто (University of Toronto) решили проверить старую идею с помощью новых технологий.

Отчёт о проведённом исследовании опубликован в журнале Nature Neuroscience.

Канадцы воспроизвели компьютерную версию стандартной гримасы страха (брови кверху, глаза навыкате, вздымающиеся ноздри) и выражения отвращения (сморщенный нос, приподнятая губа и суженные глаза).

В ходе эксперимента группе добровольцев было предложено воспроизвести соответствующую построенным моделям мимику – эти данные записывались на камеру и сопоставлялись с замерами в симуляторе.

Результаты показали, что выражение эмоций служит не только для передачи условного сигнала врагу или сородичам, но и имеет важное физиологическое значение.

В частности удалось установить, что испуганный вид сопровождается улучшением периферического зрения, повышением частоты движения век и дыхания – всё это позволяет человеку быстрее реагировать на опасность.

Гримаса брезгливости, наоборот, влечёт за собой ограничение угла обзора и подавление дыхания – это минимизирует возможные негативные воздействия на глаза или попадание вредных веществ в лёгкие.

По словам Андерсона, до сих пор исследователи фокусировались лишь на коммуникативной функции мимики, но не на биологической и эволюционно обусловленной.

"С одной стороны, это выглядит очевидным, но с другой – никому ещё не удавалось получить экспериментальных доказательств", – подтверждает нейрофизиолог Кевин Окснер (Kevin Ochsner) из Колумбийского университета (Columbia University).

Впрочем, скептики не считают "индивидуальную" интерпретацию механизма мимики полной.

Способность передавать сигналы об опасности сородичам и координировать свои действия явились не менее важным критерием отбора в эволюции нашего вида, чем самозащита в критических ситуациях, – этой теме посвящено другое исследование, проведённое группой британских и американских учёных.

Согласно его результатам, которые были опубликованы в журнале Американской психологической ассоциации (APA), выражение эмоций каждым человеком может быть уникальным.

Эволюционный психолог Бриджит Уоллер (Bridget Waller) из университета Портсмута (University of Portsmouth) и её коллеги из США, специалисты по анатомии человека, провели исследование сокращений лицевых мышц, препарировав 18 трупов белых американцев.

Результаты показали: есть безусловные общие черты, но имеются и различия.

У каждого человека присутствует одинаковый набор из пяти "эмоциональных" мышц, отвечающий за шесть базовых чувств: страх, отвращение, гнев, счастье, удивление и печаль. Но есть ещё 11 видов мускулов, которые у одних людей присутствуют, а других – нет.

Не все они универсальны или в равной мере задействуются людьми, причём даже в пределах одной расовой группы. Например, мышца смеха (Musculus risorius) оказалась лишь у двух третей исследованных останков.

"Некоторые выражения лица на самом деле уникальны, – считает британский психолог. – Это делает реакцию на раздражители понятной тем, кого человек знает лично – друзьям и близким".

По мнению доктора Уоллер, сигналы о важных для всей популяции эмоциях передавались в режиме универсальной доступности – посредством пяти базовых мимических мышц, а остальные 11 служили для установления социальных связей внутри группы или родственных взаимоотношений.

Бриджит добавляет, что многие люди на подсознательном уровне копируют эмоции друг друга, при этом не испытав соответствующих сенсорных потрясений самостоятельно. Именно так могли возникнуть наблюдавшиеся различия, в том числе даже анатомические.

В общем, помимо физиологической основы мимики есть, вероятно, и культурная, а результаты исследований не противоречат друг другу, но являются проявлениями двух переплетающихся ветвей эволюции – биологической и более молодой социальной.