Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Самая Старая Майна

Посёлок Старая Майна (Ульяновская область) оказался претендентом на звание самого старого села России. Соответствующую гипотезу вместе с археологическими доказательствами представил старший преподаватель Ульяновского государственного университета, советник руководителя управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу Александр Кожевин.

До 1917 года Старая Майна называлась селом Богоявленским. Согласно местному преданию, село Богоявленское основали монахи Костромского Богоявленского монастыря в 1655–1661 гг. Пока официальной датой основания села считается 1670, когда, согласно повелению царя Алексея Михайловича, на берегу Волги построили Майнский острог. В реальности Старая Майна оказалась намного старей.

Как пояснил Кожевин «Газете.Ru», археологи интересуются Старомайнским районом давно. Еще в тридцатые годы в эти места ходили экспедиции под руководством научного сотрудника ИИМК (Института археологии АН СССР) Анны Збруевой. Именно поэтому Александр Кожевин и начал еще с 2000 года ходить в археологические экспедиции в этот район.

– Старая Майна всегда была отправной и конечной точкой всех наших экспедиций, – говорит Кожевин. – И, работая на берегу, мы обратили внимание на то, что там присутствуют материалы всех эпох.

Насчет берега – это не случайность. Старомайнский район особенный. Здесь разлившееся Куйбышевское водохранилище настолько подмыло берега вместе с их культурными слоями, что века переплелись в осыпавшемся грунте. Старинные вещи и монеты часто собирают местные жители.

Глава района, попросившийся в этом году в экспедицию, нашел древний боевой топор.

Похаживают туда и черные археологи. Именно по этой причине Ульяновские археологи просят губернатора объявить район Старой Майны археологическим заповедником.

– Район уникальный, – говорит Кожевин. – Там гигантское количество стрел, топоров, монет, копий, украшений. Как сказал главный научный сотрудник АН Татарстана Евгений Казаков, в Восточной Европе это второе после низовьев Камы богатейшее историческими материалами место.

Вообще, в этом районе находили и намного более древние следы присутствия человека – времён неолита (нового каменного века), мезолита (среднего каменного века), эпохи бронзы. Но непрерывность поселения наблюдается пока только с IV века.

– Был, правда, пробел во времена существования Казанского ханства. – говорит Кожевин. – Но теперь есть подтверждения, что село существовало и в этот период.

По словам физика-археолога, поселение интересно тем, что, основанное в IV веке, оно сначала относилось к именьковской археологической культуре (названной так по наименованию села Именьково в Республике Татарстан, где она впервые была изучена), которая, по мнению большинства исследователей, считается славянской. Потом оно стало булгарским селом, затем был период Золотой орды, потом татарским селом, затем русским и далее уже полиэтническим.

<4>«Межнациональные отношения села насчитывают 1700 лет! – подчеркнул Кожевин в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru». – Это пока мы говорим аккуратно, что Старая Майна – одно из самых древних поселений, просуществовавших непрерывно до настоящего времени, на самом деле мы пока древнее не нашли. Так что речь, возможно, идет вообще о самом древнем селе в России. Правда, наш Симбирск тоже намного древней, чем считается официально, здесь были поселения и задолго до периода русской колонизации. Но здесь менялся статус: если во времена булгар на месте Симбирска располагался город, то во времена Казанского ханства была деревня. Старая Майна же всегда оставалась селом. Интересно еще вот что: в свое время известный ученый, академик РАН Валентин Седов, выдвинул гипотезу, что население времен именьковской культуры значительными массами переселялись на территорию Среднего Приднепровья и Подонья, образуя волынскую культуру, которую допустимо называть руссами. И древний Киев – это всего-навсего несколько поселений волынской культуры. То есть получается, что прародина Древней Руси здесь, на Средней Волге. Более того, исследования показывают, что это были первые пашенные земледельцы».

Находок, собранных Кожевиным в экспедициях и подтверждающих его гипотезу, множество (см. фото).

Среди них поясная гарнитура, монеты, вещи, относящиеся к Казанскому ханству. Особое значение имеют поясные пряжки, имеющие достаточно узкий хронологический диапазон существования – конец V – начало VI вв. н. э.

Также интересно изображение индуистского бога Вишну, относимое специалистами из Музея искусств народов Востока (Москва) к VIII–X векам. Уникальная металлическая плакетка с изображением восточного божества свидетельствует о связях поселенцев с Древней Индией.

Для определения возраста найденных исторических артефактов ученые используют несколько методов. Наиболее точный из физических – оптическое датирование, которым после облучения лазером по интенсивности свечения предметов можно определять возраст с погрешностью в 5 процентов. Собственно, этот метод и был в свое время основой кандидатской диссертации физика-археолога Кожевина.

Начальник Ульяновского областного архивного управления Геннадий Степанов рассказал «Газете.Ru», что правильность гипотезы и достоверность доказательств Кожевина подтвердили такие известные исследователи древней истории Средней Волги, как доктор исторических наук, заведующий отделом полевых исследований Института истории Академии наук Татарстана Евгений Казаков, кандидат исторических наук из Самарского госуниверситета Галина Матвеева.

Сам Кожевин считает, что последующие археологические исследования приведут еще к новым и, возможно, неожиданным открытиям. Надо вести серьезные раскопки, так что хватит на несколько поколений.