Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Шторм двух полушарий

Разразившийся в аляскинском заливе в октябре 2005 года шторм оказался столь сильным, что нанес повреждения даже в Антарктиде. Образовавшаяся при шторме волна 6 дней спустя раздробила гигантский одиночный айсберг у берегов ледяного континента, покрыв расстояние более чем в 13 300 км.

Связать два события – шторм и раскол айсберга B15А – удалось группе ученых во главе с Дугласом Макайилом из университета Чикаго и Эмилем Окалем из Северо-Западного университета в Эванстоне. Отчет об исследовании опубликован в Geophysical Research Letters. Как пишут его авторы, они хотели, в частности, показать, какие далеко идущие последствия может вызвать погода в одном регионе для других областей.

В настоящее время в научных кругах идут споры, причастно ли глобальное потепление к заметному увеличению числа и силы морских бурь. А в свете новых данных выясняется, что изменения климата могут самым неожиданным образом повлиять на антарктический ледовый покров. Обусловленные потеплением сверхмощные штормы затрагивают более обширные пространства, чем раньше.

По словам Окаля, они изучали спутниковые снимки айсберга B15A, ежедневно получаемые специалистами Висконсинского университета в Мэдисоне. И обнаружили, что в погожий, спокойный день 27 октября тот неожиданно раскололся на полдюжины частей. Айсберг простирался приблизительно на 96 километров в длину и 29 в ширину. Он составлял примерно половину айсберга B15, который стал самым большим айсбергом в мире, отколовшись в марте 2000 года от шельфового ледника Росса в Антарктиде. Собственно, поэтому за его судьбой и следили столь пристально.

И на айсберге, и на леднике Росса стояли сейсмометры и другие измерительные инструменты. Когда ледяная гора неожиданно раскололась, ученые сумели уговорить полярников со станции Макмердо слетать к обломкам, снять и передать им приборы.

Из показаний датчиков обнаружилось, что, несмотря на умеренную ясную погоду, айсберг в день крушения буквально ходил ходуном во всех направлениях.

Амплитуда составила около 1 сантиметра в вертикальном направлении и до 10 сантиметров в горизонтальном. Колебания начались за 12 часов до крушения айсберга и продолжались еще три дня, сообщил Окаль.

Тогда ученые предположили, что, вероятно, происшедший где-то шторм породил волны, которые, как известно ещё с 1960-х годов, перемещаются на большие расстояние.

И вычислили, что, судя по мощности и длине, погубившие объект наблюдения волны должны были возникнуть на расстоянии около 13,5 тысячи километров от айсберга. «У нас просто отвисли челюсти», – рассказал руководитель группы Дуглас Макайил.

Исследователи просмотрели данные по Тихому океану и наткнулись на пресловутый зимний аляскинский шторм, разыгравшийся почти неделей ранее и продолжавшийся почти полтора дня. Бакены показали, что волны в районе Аляски достигали 10 метров в высоту. Пару дней спустя они уменьшились до 4,5 метра, так как по пути на юг встретились с Гавайскими островами. Еще через три дня следы прохождения волн зафиксировал сейсмометр на вулканическом острове Питкерн в Полинезии, на юго-востоке Тихого океана.

В конце концов волны, или, вернее, то, что от них осталось, прибыли в ряд антарктических районов.

На первый взгляд, такая мелкая зыбь уже не может представлять никакой угрозы. Однако опытные мореплаватели считают иначе.

В 1770 году от такой ряби едва не погибла экспедиция Джеймса Кука. В одну тихую ночь барк Кука «Эндевор» (Endeavour) сел на мель поблизости от Большого Барьерного рифа у берегов Австралии. Пока команда не облегчила судно, сбросив часть груза, Кук боялся, что волны загонят корабль на рифы и разобьют его.

По словам Макайила, айсберг В15А находился в аналогичном положении перед прибытием волн. Он сел на мель вблизи мыса Адар и островов Possession. Позиция, в которой оказался айсберг, стала для него фатальной: здесь волны не могли не сгубить его. «И он лопнул, как тонкий бокал от оперной арии, пропетой сопрано», – подытожил Макайил.

В судьбе B15A, похоже, нет ничего необыкновенного. Антарктические сейсмометры, с которыми работал коллектив Макайила, зарегистрировали и другие удаленные штормы, самым впечатляющим из которых был мощнейший ураган Олаф, получивший высший, пятый уровень по шкале ураганов Саффира – Симпсона. Даты всех далеких ураганов, случившихся в тропиках, Северном и Южном полушариях, коррелировали с 38 сейсмологическими событиями, отразившимися на сейсмографах в период между декабрем 2004-го и мартом 2005 года. Так что можно считать доказанным: многие отдаленные штормы воздействуют на Антарктиду.

В своей следующей статье Макайил и Окаль планируют описать, какие последствия имело для айсберга B15A цунами, захлестнувшее в 2004 году Суматру.