Дикаря подвела материнская линия

С беспрецедентным заявлением выступили в конце прошлой недели специалисты Северо-Западного университета в Эванстоне, работавшие вместе с сотрудниками Камбоджийской лесной службы. По их данным, крайне редкий и строго охраняемый азиатский бык является не чем иным, как гибридом и никогда не существовал в дикой форме.

Открытие в 1937 году купрея, индокитайского серого быка Bos sauveli, стало одним из самых громких событий в мире зоологии за столетие. Бык с длинными, необычно изогнутыми рогами стал символом природоохранной деятельности в Юго-Восточной Азии и национальным животным Камбоджи.

Отдельные голоса скептиков звучали и раньше, но теперь получены генетические доказательства, недвусмысленно свидетельствующие: купрей – одичавший домашний бык гибридного происхождения. Результат исследования опубликован в Journal of Zoology (Лондон).

По прошествии 70 лет с того дня, как первый экземпляр купрея отослали из родных лесов во Францию для всестороннего изучения, в диком состоянии таких быков не осталось: за последние 20 лет их встречали крайне редко, и даже неподтвержденные наблюдения практически прервались в 1990-е. В европейских зоопарках нет ни одного купрея. Считалось, что, по всей видимости, быки стали жертвой неуемной охоты, вырубки лесов и войн в регионе.

Однако если купрей не представляет собой самостоятельную разновидность, то и о вымирании в привычном смысле слова говорить не приходится.

Биологи сравнили уже известную последовательность ДНК купрея с ДНК бантенга – почти столь же редкого парнокопытного млекопитающего, сохранившегося в природе лишь в некоторых уголках Бирмы. Образцы ДНК бантенга были взяты у двух живых камбоджийских бантенгов и нескольких чучел. Выяснилось, что митохондриальная ДНК купрея подобна ДНК бантенга – как и ожидали исследователи, начиная анализ. Иными словами, они родня по материнской линии.

Купрея в таком случае, вероятно, нужно признать гибридом, возникшим в стадах одомашненных бантенга и зебу, гибриды которого с крупным рогатым скотом плодовиты.

По словам доктора Гэри Гэлбрита, руководителя расследования, животное, никогда прежде не существовавшее в диких условиях, могло одичать в XIX веке после вторжения в Камбоджу Таиланда и последовавшего хаоса.

Хотя ему удавалось воспроизводиться на воле, с момента своего побега купрей фактически угасал.

Версию, по которой вымирающие дикие купреи изредка скрещивались с самками бантенга, чтобы поддержать свою численность, авторы нового исследования считают маловероятной именно из-за особенностей ДНК ныне живущих бантенгов. Хотя всего два года назад французские ученые из Национального музея естественной истории в Париже выпустили свое генетическое исследование на основе хранящихся в музее чучел, отстаивая именно такую гипотезу. Сопротивляются новым данным и азиатские биологи.

«У купрея романтическая и экзотичная репутация, – говорит Гэлбрит. – Ничего удивительного, что не все готовы сразу смириться с тем, что таинственный бык – гибрид».

В Юго-Восточной Азии Гэлбрит работает с 1999 года, тогда он предпринял путешествие с целью идентифицировать новую разновидность медведя. Изыскания показали, что речь идет просто о не зарегистрированном ранее золотистом окрасе давно известного науке лунного медведя (moon bear). Позднее Гэлбрит был вовлечен в разоблачение фальсификации, затеянной ради создания нового вида копытных – khting vor. Вид был знаком только по нескольким рогам и не состоялся: рожки оказались изделием местных ремесленников.

«Вместо того чтобы открывать новые виды, я доказывал обратное, – рассказывает Гэлбрит. – Но ведь наука, в конце концов, стремится установить истину, а не то, что мы хотели бы считать истиной».

Гэлбрита беспокоит, что время, деньги и внимание уходят на бесцельные усилия по поиску и сохранению купрея, в то время как настоящие дикие азиатские быки – бантенг, гаур, индийский буйвол – продолжают беспрепятственно вымирать. Ученый надеется, что его публикация поможет защитникам природы выбрать правильное направление работы.