Последние из неандертальцев

Неандертальцы и люди, возможно, существовали бок о бок на тысячелетия дольше, чем до сих пор полагали ученые. Такие данные получены в результате продолжавшихся 6 лет раскопок в Испании, на Гибралтаре – владении Великобритании на юге Пиренейского полуострова, предоставившем в свое время кров неандертальцам.

Результаты исследования, опубликованного в Nature и начавшегося в 1999 году, заставляют вновь задуматься о том, что случилось с нашими братьями по разуму и какими были последние годы неандертальцев.

Клайв Финлэйзон (Finlayson) из Гибралтарского музея и его коллеги нашли в пещере Горхэма – одной из стоянок поздних неандертальцев на Гибралтаре – 103 каменных изделия, в том числе ножи и наконечники для копий, принадлежащих неандертальцам и относящихся к мустьерской культуре. «Горхэмские неандертальцы были последними на Земле», – полагает Финлэйзон.

Радиоуглеродный и масс-спектрометральный анализ, основанный на микроскопических частицах обнаруженного в очагах древесного угля, показал, что большая часть находок датируется 28 тысячами лет назад, самой «новой» из них и вовсе 24 тысячи лет. А образцы, взятые с соседних участков, где также проводились раскопки, свидетельствуют о том, что люди вида Homo sapiens заселили Гибралтар уже 32 000 лет назад.

Впервые следы неандертальцев были обнаружены в пещере Горхэма еще в 1950-х, но ее систематическое изучение ведется лишь с 1997 года. Скалистая местность, где расположена пещера, и окружающие стоянку горы могли, по мнению Финлэйзона, обеспечить надежную защиту отдельным группкам неандертальцев, «зацепившимся» за самый край Европы. «В таких долинах выживут лишь небольшие поселения, – считает исследователь, – так что сценарий, когда широкая волна переселяющейся новой популяции вытесняет предшественников, невозможен».

Жизненно важных ресурсов район предоставлял достаточно. Несмотря на похолодание, наступившее в других регионах Европы, здесь по-прежнему произрастали типичные средиземноморские растения – например, дикие маслины, а в море легко можно было насобирать мидий. Кроме морепродуктов, неандертальцы, видимо, питались морскими млекопитающими вроде тюленей.

В пещере неандертальцы готовили, ели и спали начиная со 120 000 лет назад – таков возраст самых старых отложений в пещере, хранящих следы их деятельности.

Здесь в изобилии найдены как остатки моллюсков и черепах, так и кости диких коз и оленей. Помещение легко проветривалось – высокие своды не давали дыму застаиваться внизу – и было довольно хорошо освещено.

Благодаря особенностям рельефа неандертальцы свободно бродили по окрестностям, не сталкиваясь с конкурентами. С Homo sapiens, вероятно, хозяева пещеры Горхэма так и не встретились – не меньше 5 000 лет отделяет их от самых ранних свидетельств появления в пещере современных людей.

Однако около 24 000 лет назад, судя по анализу осадочных пород, на Гибралтаре наступил длительный период засух. Животных стало меньше, и неандертальцы оказались обречены.

До сих пор считалось, что человек разумный прибыл в Европу из Африки около 40 000 лет назад и, постепенно захватывая новую часть света, в течение 5 000 лет вытеснил местных обитателей – неандертальцев. Те, в свою очередь, появились в Евразии со среднего плейстоцена, между 500 000 и 160 000 лет назад.

В период своего расцвета эти приземистые, физически развитые охотники доминировали во всей Европе, от Великобритании и Иберии на западе до Израиля на юге и Узбекистана на востоке. Если неандертальцев по конституции можно сравнить с борцами, то современных людей – с бегунами на дальние дистанции, предлагает аналогию Финлэйзон.

Антропологи давно ломают голову: почему же все-таки вымерли неандертальцы? Версий существует множество. Возможно, они не смогли успешно конкурировать с пришельцами за ресурсы, или не перенесли климатических изменений, или подхватили от Homo sapiens новых для себя микробов и погибли от эпидемии. Второй важнейший вопрос – контактировали ли два вида, и если да, то насколько тесно?

Если верить данным Финлэйзона, то говорить, что человек истребил неандертальцев, уже нельзя, ведь оба вида спокойно сожительствовали тысячелетиями. «Неандертальцы исчезли из-за своей малой численности и разрозненности, – считает он. – Люди если и сыграли в процессе свою роль, то лишь косвенную». Его позиция совпадает с результатами недавнего американского исследования. Авторы последнего подходят к проблеме с другого хронологического конца и утверждают, что человек вышел за пределы Африки намного раньше, чем 100 лет назад.

Однако ряд экспертов высказывает сомнения в верности произведенной датировки. Так, Пол Мелларс из Кембриджского университета, опубликовавший свои возражения также в Nature, подчеркивает, что загрязнение образцов угля могло спутать все расчеты. А загрязнение вполне вероятно, поскольку кострища использовались неоднократно разными поколениями горхэмских неандертальцев.

«Загрязнение даже 1% образцов может привести к ошибке в 3000-4000 лет», – пишет он и полагает, что гораздо более показательными являются образцы возраста 30-31 тысячи лет, которые составляют большинство от исследованных. Если же самые поздние находки – в 24 и 28 тысяч лет – на самом деле старше, то пещеру Горхэма никак нельзя признать последним убежищем неандертальцев. Поэтому Мелларс призывает к расширенному анализу находок.

Финлэйзон категорически отвергает возможность загрязнения образцов. Обследованные артефакты неандертальцев были выкопаны в тех же слоях, что и образцы угля, а вот подобных предметов из жизни древних Homo sapiens, связанных с углем, не найдено.

<4>«Газета.Ru» неоднократно писала о попытках генетиков установить, скрещивались ли люди с неандертальцами. В настоящее время считается, что спариваться могли самцы неандертальцев с самками Homo sapiens, но скрещивание в любом случае носило редкий и случайный характер, и вероятность его близка к нулевой.

В то же время результаты Финлэйзона перекликаются с широко известным событием 1999 года, когда в Португалии нашли так называемый скелет ребенка Лагар Вельхо (Lagar Velho). Предположительно скелет принадлежал гибриду человека и неандертальца, однако исследователей смущала датировка. Она присвоила ребенку возраст в 24 500 лет, а, как уже сказано, считается, что к тому времени неандертальцы вымерли. Кроме того, маленький возраст Лагар Вельхо также мешал понять, какова его природа.

Если принять гипотезу Финлэйзона – что юго-западные оконечности Европы предоставили приют неандертальцам еще на несколько тысяч лет – то скелет вполне может оказаться и гибридом.