Динозавры и история жизни на Земле

Поиск по сайту



Статистика




Яндекс.Метрика




Моне записали в «зелёные»

Экологи и климатологи обратились к новому для себя источнику информации. Они надеются, что старые семейные фотоальбомы и полотна известного художника расскажут об истории глобального потепления и экологических проблемах Лондона на рубеже XIX-XX веков.

Картины известного французского художника-импрессиониста Клода Моне могут многое сообщить о лондонском смоге викторианских времен. Проанализировав картины, экологи пришли к выводу, что Моне крайне достоверно отобразил лондонский смог в своем знаменитом цикле, посвященном зданию парламента в английской столице.

Серию картин о здании он написал в период между 1899 и 1905 годами, для чего художник трижды специально приезжал в город - осенью 1899-го и в первые месяцы 1900 и 1901 годов. Среди 95 известных полотен цикла лишь 12 датированы промежутком 1899-1901. 61 картина была написана между 1902 и 1905 гг., и еще 22 не имеют точной датировки.

Моне был верным приверженцем пленэра - живописи на открытом воздухе, подразумевающей передачу изменений воздушной среды, которые обусловлены солнечным светом и состоянием атмосферы.

Долгое время оставалось неясным, основывался ли живописец исключительно на собственных впечатлениях и наблюдениях за пейзажем, или же прибегал к помощи воображения, заканчивая работу позже в своем студии во французском городе Живерни. Чтобы решить вопрос, Джейкоб Бэйкер (Baker) из университета Бирмингема и Джон Торнс (Thornes) из Школы географических, экологических наук и наук о Земле (School of Geography, Earth and Environmental Sciences) в Великобритании проанализировали положение Солнца на 9 картинах Моне. Маркерами послужили шпили и башни парламента. Сравнив результат с данными американской Военно-морской обсерватории, они вычисляли время, когда могли быть написаны картины, а затем сверяли его с сообщениями самого художника.

Как оказалось, по крайней мере в 4 случаях даты соответствовали цифрам, которые Моне указывал в письмах к жене.
Удалось установить даже точку, с которой смотрел живописец, - это галерея второго этажа больницы святого Фомы и окна гостиницы «Савой», где Моне снимал комнату.

«Моне и в самом деле правдиво и реалистически рисовал Солнце, поскольку исходил из своих наблюдений и ничего не менял впоследствии», - говорит Бэйкер. Он и его коллега надеются, что творческие принципы импрессиониста распространяются и на изображения лондонского смога его кисти. Экологи рассчитывают выяснить, из частиц какого размера состоял викторианский смог, его плотность и состав, исследовав цветовую гамму, в которой он изображен.

По словам Бэйкера, пока доподлинно известно лишь то, что смог представлял проблему уже в те годы. Своего пика по непонятным причинам лондонские «великие туманы» достигли в конце 1880-х, а потом пошли на убыль. «Теперь мы сможем получить качественную, правдивую информацию о составе лондонского воздуха той эпохи, когда научных инструментов еще не существовало», - подытожил исследователь.

Гипотеза и первые результаты опубликованы в Proceedings of the Royal Society A.

Картины Моне - не первый случай, когда произведения искусства используются в научных целях. Ранее «Газета.Ru» сообщала, что Ван Гог математически точно изобразил турбулентность. К такому выводу пришли ученые во главе с физиком Хосе Луисом Арагоном (Jose Lois Aragon) из Мексиканского национального автономного университета (National Autonomous University of Mexico) в Керетаро. Способность видеть и изображать турбулентность, по мнению исследователей, приходила к художнику во время обострений психического расстройства, которым он страдал. А некоторые специалисты считают, что Ван Гог мог визуализировать турбулентные потоки, подкрашивая воду у водяных мельниц.

В свою очередь, американские климатологи Ричард Праймак (Primack) и Абрахам Миллер-Рашинг из Бостонского университета выяснили, что серьезных успехов в изучении климатических колебаний и их влияния на флору и фауну можно добиться, используя старые фотографии, дагерротипы и дневники. Новое исследование скоро напечатает American Journal of Botany.

Палеоклиматологи обычно применяют в своих исследованиях сложные технологии компьютерного моделирования, сверлят древний лед и распиливают деревья. Бостонское исследование показали, что для понимания более приближенной к нашему времени динамики климатических условий можно обойтись способами попроще.

Они собирали данные у натуралистов-любителей, фермеров, садовников и фотографов, в частности записи, сделанные около сотни лет назад. Как оказалось, изменения окружающей природы из-за повышения температур заметны и неспециалистам.

По «бытовым» документальным свидетельствам можно четко проследить, что в настоящее время деревья весной раньше покрываются листвой, а маршруты миграций перелетных птиц и периоды цветения многих растений претерпели ряд изменений.

Так, сопоставив фотографию кладбища, снятую в мае 1868 года, с современными снимками той же местности, ученые обнаружили, что в XIX веке май был значительно холоднее и деревья стояли голыми. Другой пример, о котором пишет news@nature.com, касается каролинской утки Aix sponsa. В одном из предоставленных для исследования дневников автор отмечает, что утки в 1965 году появились в водоемах бостонского пригорода в середине апреля. В наши дни этот вид, как правило, возвращается с зимовки к концу февраля.