Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Мать cтраха зарылась в песок

Археологи обещают найти в Египте парную статую знаменитому Большому сфинксу, охраняющему пирамиды в Гизе. Как передает РИА «Новости», ее пока подземное существование подтверждается историческими источниками и предварительными современными исследованиями, в частности снимками из космоса.

Главным идеологом теории о существовании второго сфинкса стал египетский археолог, исследователь и специалист по искусству эпохи фараонов Басам Рудван аш-Шамаа. По его мнению, «если принимать во внимание образ мышления древних египтян, твердо следовавших принципу симметрии, то наличие в Гизе одинокой фигуры сфинкса кажется очень странным». Археолог утверждает, что параллельно ныне известной одинокой статуе Большого сфинкса, именуемой также Отцом страха и созданной примерно 4,5 тыс. лет назад при фараоне Хафре (Хефрене),

должна стоять аналогичная по размерам (соответственно, примерно 73 м в длину и около 20 м в высоту) и форме статуя сфинкса-женщины, так называемой Матери страха.

Аргументов у этой гипотезы существует несколько, и они следующие. Во-первых, как справедливо отмечает исследователь, Отец страха охраняет покой храма сфинкса, расположенного у его подножия. Но параллельно храму сфинкса находится еще один храм, названный храмом в долине, или Нижним храмом Хафре. Если следовать принципу симметрии, его также должен охранять сфинкс.

Во-вторых, поверхность земли в районе, где предположительно должна находиться Мать страха, на несколько метров возвышается по сравнению с тем местом, где стоит Большой сфинкс. «Логично предположить, что статуя просто скрыта от наших глаз под толщей песка», – говорит аш-Шамаа.

Кроме этих двух не вполне строгих аргументов существуют и более весомые доказательства существования памятника, почерпнутые из исторических источников.

Один из них – гранитная стела, расположенная между передними лапами Большого сфинкса и повествующая о первой реставрации статуи, произведенной предположительно через тысячу лет после ее создания фараоном Тутмосом IV. Как сообщает аш-Шамаа, «на стеле, в верхней части, изображены две статуи сфинкса, а не одна, как было бы логично предположить. Кроме того, в тексте есть иероглиф, обозначающий разрушение или безвозвратную утрату чего-либо. Речь, скорее всего, идет о сфинксе, изображенном слева на стеле, голову которого венчает металлическая корона», – говорит аш-Шамаа.

По мнению археолога, именно эта корона и стала причиной разрушения и забвения памятника.

Второй исторический источник, в котором говорится о некогда существовавшей статуе и ее разрушении, это текст известняковой таблички, найденной на раскопках близ пирамид (ныне хранится в Национальном музее Египта). «Речь в этом письменном памятнике идет о том, что в статую сфинкса ударила молния и разрушила ее. Голову второго, утерянного ныне сфинкса украшала корона из металла, что, кстати, подтверждается и изображением на стеле. Попавшая в корону молния разрушила голову статуи. Она обвалилась на передние лапы и повредила их», – сообщает египетский археолог. По его словам, разрушенную по «воле небес» статую древние египтяне решили не восстанавливать из-за суеверного страха перед небесной карой.

Наконец, последними аргументами исследователя стали снимки, сделанные недавно с американского космического спутника.

Как раз в предполагаемом месте расположения статуи, называемом аш-Шамаа, то есть параллельно Большому сфинксу и за храмом в долине, на фотоснимках отчетливо зафиксировано наличие в почве некого известнякового тела, по-видимому, обработанного человеком.

Исследователь уверен, что статуя залегает под песком относительно неглубоко, метров на пять. «Я верю, что когда-нибудь Мать страха увидит свет и в благодарность раскроет миру новые удивительные факты из истории таинственного и далекого Древнего Египта», – говорит аш-Шамаа.

Наличие пяти довольно внушительных аргументов действительно оставляет надежду, что второй сфинкс будет найден. Но то, что он окажется женского пола, пока лишь предположение. Все-таки чаще всего в египетском искусстве согласно принятому канону сфинксы изображались как существа мужского пола (да и само египетское слово, обозначающее сфинкса, мужского рода, в отличие от принятого греческого аналога). Кроме того, ничто в известных источниках не указывает, что разрушенная статуя имела какие-либо признаки женственности.