Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Грекам не был нужен Архимед

Древнегреческие мастера военного дела не полагались на сложные математические расчеты при сооружении первых катапульт. Как выяснили историки, первые катапульты появились ещё в V веке до н. э., когда математики и механики, позволявших объяснить действие механизма, еще не существовало. При постройке первых катапульт ремесленники доверяли в первую очередь своему чутью и опыту.

Как показал анализ письменных источников, оставшихся со времен Древней Греции, возникшая в III веке до н. э. математика Архимеда, в частности его закон рычага, сформулированный в трактате «О равновесии плоских фигур», лишь помогла усовершенствовать уже давно существовавшее орудие.

До сих пор считалось, что мастера, снабжавшие своей продукцией в том числе и армии, смогли создавать достаточно сложные устройства (например катапульту или весы-безмены) только после того, как им стало доступно теоретическое знание, сформированное греческими мыслителями.

Однако гарвардский профессор-античник Марк Шифский утверждает, что катапульты создавались задолго до появления работ Архимеда и других древних математиков. Шифский и его коллеги из отдела истории науки Института имени Макса Планка в Берлине провели исследование древнегреческих письменных источников, среди которых обнаружились своего рода инструкции по эксплуатации первых примитивных катапульт, датированные еще V веком до н. э. Широкое применение на территории Европы катапульты нашли примерно к IV веку до н. э.

Знаменитый мыслитель и математик Архимед жил в III веке до н. э. (287–212 года до н. э.), и его работы по доказательству теорем о площадях и объемах криволинейных фигур и тел, а также трактаты, посвященные геометрическому анализу статических и гидростатических задач, явно были созданы позднее, чем появилось первое штурмовое орудие.

«Мастера не посещали Платоновскую академию и не учились сложной геометрии, однако могли создать точно откалиброванные устройства», – отмечает профессор Шифский.

Разумеется, добавляет профессор, таких результатов древнегреческие мастера смогли достичь только после многолетних опытов и испытаний, которые не всегда завершались успешно, но шаг за шагом повышали эффективность орудий.

То же касается и безмена, который позволял с достаточной точностью взвешивать предметы: он был создан задолго до появления математических аксиом и теорем, объяснивших модель его действия. По словам профессора, это один из примеров того, как насущная необходимость (например для рыночной торговли) рождала изобретение.

Закон рычага, который объясняет работу катапульт, также был понятен грекам и использовался ими задолго до того, как греческие мыслители сформулировали сложные математические построения и модели. Теория, созданная Архимедом, как считает профессор Шифский, лишь помогла оптимизировать древние приборы и орудия. Это в конечном итоге привело к повышению эффективности осады и увеличению точности.

Кроме того, теоретическое обоснование работы штурмовых орудий, которое увеличило их эффективность, позволило наладить почти массовое производство машин.

Возможно, подобно современным техническим директорам, древние греки также требовали техническое обоснование проекта для выделения под его реализацию денег и рабов.

Исследователям удалось выделить в античных письменных источниках тот период времени, когда ремесленники стали использовать теоретические выкладки своих математиков на практике. «Примерно в III веке до н. э. александрийские правители, вооружившие своих мастеров теоретическими знаниями, начали серию экспериментов с устройством катапульт, а также проводили регулярные испытания орудий. В конечном итоге, ремесленникам удалось создать стандартный метод их постройки», – рассказывает исследователь.

Именно с момента создания метода строительства катапульт наличие этого штурмового орудия стало играть решающую роль в осадных работах военных кампаний античного мира. Более того, именно тогда катапульта вызвала должное внимание у глав городов-полисов, поскольку стала действительно эффективным орудием, позволявшем пробить достаточно толстые стены и взять города, до этого десятилетиями подвергавшиеся осаде.

«Эти машины изменили ход истории», – заключает Шифский.