Либидо у женщин в мозгу

Эксперименты на мышах, проведенные американскими и японскими учеными, помогли установить источник женского либидо. В результате опытов удалось определить область мозга, в которой зарождается женское гетеросексуальное желание.

Исследование подтвердило, что в возникновении желания критически важную роль играет женский половой гормон эстроген, однако действует он таким образом лишь в строго определенной части мозга – вентромедиальном ядре в гипоталамусе.

Для доказательства Соноко Огова из японского Университета Цукуба и ее коллеги в США блокировали деятельность эстрогена исключительно в вентромедиальном ядре мышей.

Блокировку провели при помощи крошечных фрагментов генетического материала, так называемых шпилек – петель РНК. Шпильки спроектированы таким образом, чтобы блокировать образование эстрогенного рецептора альфа-молекул, в которых эстроген стыкуется с клетками как вентромедиального ядра, так и с любыми другими. Кроме того, исследователи использовали безопасный вирус, чтобы направленно доставить шпильки в вентромедиальное ядро, и во всем остальном теле эстроген функционировал в обычном режиме.

Последствия опыта оказались самыми драматическими – самки наотрез отказывались от секса.

По словам Огава, они проявляли крайнюю агрессивность по отношению к мужчинам, начинали кусаться и брыкаться при их приближении. Самки не стали спариваться, и ни одна из них не выказывала обычных признаков сексуального возбуждения. Напротив, самки из контрольной группы, которым ввели инъекцию нейтральных РНК-шпилек, спаривались как всегда. Посмотреть видеозапись поведения нормальных мышей и мышей с заблокированной сексуальностью можно здесь.

«Достаточно помешать сигналам, посылаемым эстрогеном в данную конкретную область мозга – и обычное женское брачное поведение окажется совершенно разрушенным, – поясняет Огава. – Даже если в остальные части мозга и организм в целом эстроген будет проходить так, как положено».

Как говорит Огава, ученые давно подозревали, что вентромедиальное ядро – центр женских влечений. Однако все эксперименты с генетически модифицированными мышами, полностью лишенными эстрогенных рецепторов альфа, проваливались ровно по той причине, что затронуты были все рецепторы, а не только рецепторы вентромедиального ядра. Теперь же можно считать, что координационный центр, управляющий женским репродуктивным поведением, идентифицирован.

Также во вторник стали известны результаты другого, на сей раз канадского исследования, также посвященного вопросам сексуальности, но мужской, а не женской. Оба исследования опубликованы в новом номере Proceedings of the National Academy of Sciences.

Как обнаружили канадские ученые во главе с Энтони Богартом из Университета Брок в Сент-Катарине, сексуальная ориентация мужчины фактически закладывается в материнской утробе. Более того, если у мальчика несколько старших братьев, он практически обречен стать гомосексуалистом.

Таким образом, удалось нащупать биологическую основу для формирования сексуальной ориентации: по словам Богарта, сомневаться, что это пренатальный эффект, а не порок воспитания, не приходится. Ключевой вопрос – каким по счету мальчик появился на свет.

Так называемый эффект большого брата (fraternal birth order effect) – каждый дополнительный старший брат увеличивает вероятность вырасти нетрадиционно ориентированным на 30% – давно интересует сексологов и этологов и служит предметом споров. До сих пор считалось, что развитию гомосексуализма способствуют в первую очередь социальные причины, например драки между братьями или, возможно, даже домогательства со стороны старших братьев.

Богарт решил попробовать исключить социальные и экологические факторы. Он исследовал четыре популяционные выборки гомосексуальных и гетеросексуальных мужчин, всего 944 человека. Четвертая выборка включала гомосексуалистов, выросших в окружении биологически неродных братьев. Богарт рассуждал следующим образом: если принципиально важно именно количество старших братьев, то не должно иметь никакого значения, родились ли они от той же самой матери или нет.

Оказалось, что в действительности на ориентации мальчика сказывается только число биологических старших братьев, выросших в той же матке и обладающих аналогичным гестационным (имеющим отношение к беременности) опытом, даже если они живут отдельно. Эффект заметен уже при единственном старшем брате и усиливается, если их трое или четверо.

Полученные данные, добавил Богарт, должны рассматриваться в контексте распространенности гомосексуализма среди мужчин. В норме она составляет около 3%, наличие старших братьев увеличивает цифру до 5%. Что означает: до 95% мужчин даже несколько старших братьев не могут вынудить к гомосексуализму.

Потенциальная причина, по мнению исследователя, может крыться в реакции материнской иммунной системы на зародыш мужского пола.

Например, фантазирует Богарт, мать может воспринимать эмбрион-девочку как свою, поскольку также является женщиной, а на будущего мальчика реагировать как на инородное тело. Такая иммунная реакция, если провокативная гипотеза Богарта подтвердится, должна быть похожа на резус-конфликт: он происходит, когда кровь беременной имеет отрицательный резус-фактор, а кровь плода – положительный. В таких случаях требуется дополнительная терапия, без которой материнский организм может начать вырабатывать антитела для борьбы с зародышем.