Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




После Алферова начали уходить

Во вторник в Москве открылась научная сессия общего собрания Российской академии наук на тему «Лазеры: 50 лет в науке, технологиях и медицине». В последние несколько раз, когда заседало общее собрание РАН, это мероприятие неизменно сопровождалось неожиданными бурными дискуссиями. Так, в декабре прошлого года члены общего собрания РАН обсуждали письмо клуба научных журналистов, связанное с одобрением некоторыми академиками РАН деятельности Виктора Петрика, чуть ли не больше, чем прозвучавшие тогда доклады научной сессии на тему «Мозг: фундаментальные и прикладные проблемы». В мае 2010 года на общее собрание РАН приехал премьер-министр России Владимир Путин, который сообщил о сокращении бюджета академии и, по сути, предложил ученым равняться на Григория Перельмана, который «без денег работу сделал» и отказался от миллиона долларов за нее.

Нынешнее общее собрание РАН пока проходит спокойно.

После голосования, связанного с утверждением академика-секретаря отделения глобальных проблем и международных отношений РАН Александра Дынкина членом президиума Российской академии наук, президент РАН Юрий Осипов незамедлительно приступил к научной сессии, тема которой на этот раз звучала так: «Лазеры: 50 лет в науке, технологиях и медицине». После его небольшого вступительного слова, посвященного истории создания лазера, пришла пора научных докладов.

Слово «лазер» – это сокращение английского выражения light amplification by stimulated emission of radiation, которое переводится как «усиление света посредством вынужденного излучения». Напомним, что лазер – устройство, преобразующее энергию накачки (которая может быть световой, электрической, тепловой, химической и т. п.) в энергию узконаправленного и монохроматического потока излучения (которое также является монохроматическим и поляризованным). Первый в мире лазер был создан американским физиком Теодором Майманом в 1960 году на искусственном кристалле рубина.

Но если лазер – это квантовый оптический генератор, то квантовый генератор, излучающий когерентное радиоизлучение, называется «мазер» (от английского microwave amplification by stimulated emission of radiation – «усиление микроволн с помощью вынужденного излучения»).

Открытие принципа работы такого генератора независимо осуществили советские ученые (Александр Прохоров и Николай Басов) и американец Чарльз Таунс.

За это открытие в 1964 году им троим была присуждена Нобелевская премия по физике с формулировкой «за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию осцилляторов и усилителей, основанных на принципе лазера – мазера».

Николай Басов и Александр Прохоров, увы, скончались в 2001 и 2002 годах в возрасте 78 и 85 лет соответственно.

А вот Чарльзу Таунсу сейчас 95 лет, и более того – на общем собрании РАН во вторник планировалось его выступление.

Только Таунс все же не смог приехать, отправив собранию приветственное письмо следующего содержания: «Мне очень жаль, что я не могу быть с вами, чтобы отметить 50-летие лазера. Примите мои пожелания интересной и замечательной встречи, будущих исследований и открытий».

Вместе с этим посланием он отправил презентацию своего доклада на тему «Лазер – его открытие, развитие и будущее». Этот доклад прочитал директор Института лазерной физики Сибирского отделения РАН академик Сергей Багаев. В презентации Таунс отдал должное своим советским коллегам, что следовало из его фразы: «Оказалось, что Басов и Прохоров имели подобную идею и работали над ней, хотя мы не знали об усилиях друг друга в этом направлении и не имели контактов».

В той части доклада, где Таунс вспоминал свои первые эксперименты по исследованию принципа работы мазеров, приводится одно из высказываний его руководителей, которые заходили к нему в лабораторию со словами: «Чарли, это устройство не будет работать, и ты знаешь, что оно не будет работать. Ты впустую тратишь деньги отдела и должен остановиться».

Сейчас же за научные работы, основанные на мазерах и лазерах и их использовании в качестве научных инструментов, вручено 13 Нобелевских премий, а промышленные применения лазеров выросли в бизнес в десятки миллиардов долларов в год.

Презентация Таунса завершалась списком областей практического применения лазера.

Американский ученый выделил шесть пунктов:
1) производство – резка и сварка;
2) оптическая связь;
3) указатели, в том числе и простые ручные указки;
4) медицинское применение – операции, включая операции при отслоении сетчатки глаза;
5) микроразрешение и микроконтроль;
6) концентрация высоких мощностей, работы в направлении термоядерного синтеза как яркий пример.

Следом с докладом «Полупроводниковые лазеры и нанотехнологии» выступил Нобелевский лауреат 2000 года Жорес Алферов, который ярко и эмоционально рассказал о том, как с появлением лазеров у них тут же возникла масса новых применений, которых изначально вообще не было, и сделал акцент на свою область исследований – полупроводниковые лазеры.

После доклада Алферова зал, который в начале заседания был полон, постепенно начал пустеть, хотя до обеденного перерыва были сделаны еще два доклада.

В частности, ученик Николай Басова, 78-летний академик Олег Крохин выступил с докладом «Мощные лазеры и термоядерный синтез» (вторую часть этого доклада делал членкор Сергей Гаранин). В своем выступлении академик Крохин рассказал, что идея использования лазера в термоядерном синтезе появилась у Николая Басова еще в 1963 году. При этом ученый не стал делать акцент на том, что он говорил в недавнем интервью: в этой области исследований Россия «находится в положении страны, которая пытается догнать американцев».

Завершится научная сессия общего собрания Российской академии наук в среду. Всего программа сессии состоит из 21 пункта, среди них 13 научных докладов.