Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Политкорректность – враг прогресса

По традиции церемония вручения лауреатам Нобелевских премий и банкет происходят в день смерти Альфреда Нобеля, 10 декабря. В этом году церемония прошла в юбилейный, 110-й, раз. Церемонии предшествуют мероприятия «нобелевской недели», в том числе лекции лауреатов.

Обладатели Нобелевской премии по физике 2010 года, гражданин Нидерландов Андрей Гейм и имеющий российское и британское гражданство Константин Новоселов, свои лекции прочитали еще в среду. Лекция Гейма называлась «Случайный путь к графену», Новоселов назвал свое выступление «Графен: материалы в плоском мире». С этой лекцией он выступал в своем родном МФТИ 1 ноября, когда находился в России.

В пятницу вечером всем лауреатам 2010 года (кроме премии мира, церемония вручения которой проводилась в Осло и которая в этом году прошла без лауреата) шведский король Карл-Густав XVI вручил золотые медали с портретом Нобеля и почетные дипломы.

После этого в городской ратуше состоялся торжественный банкет, на котором помимо лауреатов Нобелевской премии и их родных по традиции присутствуют члены королевской семьи Швеции.

Участников банкета заранее предупреждают о строгом дресс-коде: дамы должны быть в вечерних платьях, а мужчины в костюмах темных тонов и белых бабочках. Исключение делается только для национальных костюмов.

Как всегда, зал был украшен цветами, привезенными из итальянского города Сан-Ремо, в котором провел свои последние годы жизни Альфред Нобель. По традиции меню банкета держалось в тайне до начала мероприятия.

В этом году основными блюдами были галантин из мяса утки с яблоками, тыквой, маринованными овощами и пикантным желе, норвежская камбала с жареными трюфелями в сочетании с зимним салатом с лисичками и соусом из бычьих хвостов, а на десерт молочный шоколад и апельсиновый баварский крем с ликером Gammeldansk Bitter, который подавался с салатом из апельсинов. Из вин было шампанское Franck Bonville Grand Cru Millésime Blanc De Blancs урожая 2005 года, такого же возраста красное West Cabernet Sauvignon Reserve и белое Chateau Raymond-Lafond Sauternes урожая 1999 года.

Каждый из Нобелевских лауреатов должен был сказать речь.

«Много хвалебных слов было сказано про нашу работу и захватывающие перспективы, которые стоят перед новым материалом, графеном, – произнес Андрей Гейм, выступавший также и от лица Новоселова. – Конечно, мы будем слышать их еще больше, так как воздействие графена на нашу жизнь становится все более и более очевидным. Но позвольте мне удержаться от похвал, потому что сегодня также повод отпраздновать кое-что другое.

Последние десятилетия были относительно мирными и спокойными для планеты. Но, не имея очевидной опасности извне, мы сталкиваемся с другой опасностью, внутри. Мгновенная информация обо всем и обо всех часто позволяет индивидуальному мнению конкурировать с консенсусом и параноидально игнорировать доказательства. Это время, когда одно слепое заявление может закончить чью-то политическую карьеру и один-единственный журналист может третировать правительство или королевскую семью. Наука не свободна от такого давления.

Например, как вы думаете, сколько экспериментов, за которые были получены Нобелевские премии, могло быть остановлено, если бы этические нормы или правила здравоохранения и безопасности были такими же суровыми, какими они являются сейчас? Я думаю, много.

Человеческий прогресс всегда был движим чувством приключения и нестандартным мышлением. Но в условиях требования «хлеба и зрелищ» эти качества часто забывают ради осторожности и политической корректности, что сейчас правят миром. И мы тонем глубже и глубже в состоянии посредственности и даже идиотизма».

Гейм поблагодарил шведскую Королевскую академию за сохранение традиций, объяснив, что «огромное уважение, которым пользуются Нобелевские премии, связано с тем, что в течение нескольких поколений они давались исключительно за научные заслуги, а не через лоббирование и политиканство».

«Я надеюсь, что это останется и премии никогда не будут вручаться по результатам голосования в прямом эфире телевидения, – заявил Гейм. – Разрешите мне также поблагодарить королевскую семью за оказание поддержки великой традиции Нобеля. Это большое чувство – принимать участие в таких торжествах, которые ставят высокое научное достижение на подобающе высокий пьедестал».