Рак растет быстрее груди

Рак молочной железы — самое распространенное опухолевое заболевание у женщин. Несмотря на его наружную локализацию, когда формально врачи обладают всеми возможностями для своевременной диагностики и лечения, он до сих пор остается главным направлением в поиске новых средств химио-, радио- и более современных методов терапии.

Главные причины — быстрое озлокачествление процесса и достаточно поздняя диагностика.

Чаще всего женщины поступают на лечение на поздних стадиях заболевания, так как не придают значения признакам болезни на ранних стадиях.

Остающиеся после хирургического удаления опухоли отдельные клетки способны давать метастазы — мигрировать в различные органы и ткани (чаще всего кости и легкие). Химиотерапевтические препараты не обладают селективным действием на метастазы, они подавляют рост всех клеток без разбора.

Не так давно было выяснено, что значительную роль в развитии рака груди играет так называемая микро-РНК. Эта рибонуклеиновая кислота относится к некодирующим РНК — это молекулы РНК, которые не транслируются в белки. Некодирующие РНК включают в себя молекулы РНК, которые выполняют очень важные функции в клетке — транспортные РНК (тРНК), рибосомные РНК (рРНК), малые РНК, в частности микро-РНК, а также так называемые длинные некодирующие РНК.

Оказалось, несмотря на то что эти молекулы не транслируются в белки, они играют большую роль в развитии опухоли. В частности, несколько видов микро-РНК почти полностью переставали экспрессироваться («размножаться») в опухолевых клетках, а восстановление этого процесса способствовало остановке метастазирования.

В последнем номере Proceedings of the National Academy of Sciences опубликовано подробное исследование роли некодирующих РНК в развитии опухолей, проведенное международных коллективом авторов, среди которых есть и российские ученые из Института общей генетики РАН в Москве.

Авторы работы отмечают, что некодирующие РНК играют очень большую роль как в нормальных физиологических процессах, так и в развитии опухолей, однако ученые поняли это не так давно, и изучение этой области только начинается.

Биологам удалось изучить различия в регуляции роста обычных и опухолевых клеток, определяемые длинными некодирующими РНК.

«Газете.Ru» о работе рассказал один из ее авторов, сотрудник Института общей генетики Юрий Никольский.

— В чем главный результат опубликованной работы?

— Нами впервые было показано, что в раковых клетках, а именно в клетках рака молочной железы, с определенных метаболических генов снимается так называемая антисмысловая регуляция.

Это значит, что раковые клетки получают преимущество в росте по сравнению с нормальными клетками груди.

В этой работе мы делали функциональный анализ генов, вся лабораторная ее часть была сделана в Школе медицины Гарвардского университета.

— В интервью «Газете.Ru» профессор Карло Кроче из Университета Огайо отметил, что генетика — приоритет и будущее лечения рака. Согласны ли вы с этим?

— Разумеется, но это слишком общее утверждение. Генетика была приоритетом и будущим лечения рака в течение 30 лет.

Если говорить про последние два-три года, то, я бы сказал, приоритет сместился в область биологических путей канцерогенеза и системной биологии рака.

Дело в том, что раковые клетки генетически очень гетерогенны, т. е. набор генетически измененных генов сильно отличается между пациентами даже в одном типе рака. Это означает, что лечить рак нужно индивидуально, основываясь на уникальном наборе мутаций, делеций и других генетических нарушений в каждой опухоли. Пока это невозможно по нескольким причинам.

Однако модифицированные гены не разбросаны случайным образом, а объединяются в определенные сигнальные и биохимические пути, и именно путь (а не отдельный ген или белок) должен являться объектом терапии и диагностики.

В целом мы как раз и занимаемся анализом раковых путей, сотрудничая с несколькими ведущими лабораториями и клиниками в США.

— Есть ли (или планируются ли) практические применения вашего исследования?

— Наши результаты применяются в экспериментальной программе по лечению «неизлечимых» опухолей в штате Мичиган.

— Расскажите о международном коллективе ученых, который работал над статьей.

— Работа базировалась в лаборатории профессора Корнелии Поляк из Медицинской школы Гарвардского университета. Мы сотрудничаем с ними в течение пяти лет и опубликовали несколько довольно интересных статей. Работа продолжается, сейчас у нас еще три совместных текущих проекта. В Институте общей генетики в Москве проект возглавляет Марина Бессарабова.