Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




«Влажная тряпка от газов не спасет»

– Сегодня многие москвичи, выйдя на улицу, испытали неприятные ощущения, почувствовав дым от горящих торфяников. Какие именно вредные для здоровья вещества содержатся в этом дыму?
– Состав дыма при горении торфяников достаточно сложный, – рассказал «Газете.Ru» Олег Мисников, заведующий кафедрой технологии и комплексной механизации разработки торфяных месторождений Тверского государственного технического университета. – По агрессивности он намного слабее, чем выбросы при сжигании угля. Состав дыма горящих торфяников достаточно стандартный – угарный газ (CO), углекислый газ (CO2) и другие общие компоненты. Серы содержится очень мало, и она не оказывает большого влияния, а вот частички углеродсодержащих соединений не полностью сгорают вследствие недостатка кислорода.

Дело в том, что при торфяных пожарах в основном происходит процесс пиролиза – термическое разложение без доступа кислорода, тление торфа. В верхние слои торфа кислород попадает, а в более глубоких слоях происходит неполное химическое разложение, и в атмосферу могут улететь уголь, метан, пропан, бутан.

Не полностью согревшие органические соединения вылетают в атмосферу, они и оказывают негативное влияние на органы дыхания.

Вообще состав органики дыма от торфяников очень сложный, и каждая из групп ведет себя по-разному при окислении. Там содержатся целлюлоза, лигнин, гуминовые вещества, битумы и другие соединения. При пиролизе битумы выделяют одни компоненты, целлюлоза – другие и так далее. Чтобы идентифицировать, где какие компоненты, нужно брать пробы дыма в разных местах и анализировать их.

– Есть ли какое-то отличие дыма торфяников от дыма, который бывает, например, при обычных лесных пожарах?
– Когда горит лес, то там пламя открытое, доступ кислорода хороший и происходит более «чистое» сгорание, если, конечно, его можно назвать чистым. Сама по себе древесина менее сложна по составу, чем торф, там нет битумов и гуминовых веществ. Торфяной дым более вреден для организма человека, потому что он появляется вследствие процесса, идущего с недостатком кислорода. Если бы при торфяных пожарах было чистое пламя, то проблем бы никаких не было, вещества до конца бы окислялись, и таких «агрессивных» выбросов вредных компонентов не было бы.

– Как можно бороться с пожарами торфяников?
– Самый главный метод – это бить человека большой дубиной и воспитывать его.

90 процентов пожаров торфяников – это так называемый антропогенный фактор: окурки, костры и прочее.

Все эти сказки про самовозгорание и саморазогревание торфа, конечно, имеют место, но для этого должны быть созданы особые условия, и в основном торфяники горят из-за человека. В 70-е годы в нашей стране технологический процесс добычи торфа был полностью организован, тогда знали, что там, на торфяниках, работают люди, была сложная противопожарная система, ситуация постоянно мониторилась, и если крупные пожары возникали, то очень редко и по халатности. Вот, например, сейчас Финляндия едва ли не крупнейший добытчик торфа, особенно по сравнению с нами, но у них там нет таких сильных пожаров.

Тушить горящие торфяники можно водой, чем больше, тем лучше, но тушатся они, конечно, очень плохо, потому что при частичном пиролизе происходит гидрофобизация торфа, он не смачивается водой. В целом специалисты по добыче торфа применяют комплекс мер, чередуя использование воды, химических реагентов и техники (когда бульдозером делают окапывание очагов пожаров и перекапывают горящий торф).

Очевидно, что у нас полностью нужно налаживать систему добычи торфа и противопожарной безопасности.

– Насколько с научной точки зрения действенным является «народный» метод защиты от дыма торфяников с использованием влажной тряпочки?
– Это не особо действенный метод, но стоит использовать хотя бы его. Влажная тряпочка частично задерживает не полностью сгоревшие остатки в дыму торфяников. Но если имеет место серьезное задымление, то тут лучше использовать более серьезные средства защиты – такие, как противогаз.

От угарного газа и углекислого газа влажная тряпка не спасет.

Она спасет только от твердых продуктов горения. Поэтому если вы оказались рядом с очагом возгорания, то лучше оттуда поскорее выбраться.

«Я не думаю, что сегодняшний смог от торфяников – это так уж опасно, не настолько высокая концентрация, чтобы бить тревогу. Можно, конечно, использовать влажные тряпочки, дышать через них. Еще можно открывать и закрывать окна, вентилировать помещения, – рассказал «Газете.Ru» доктор медицинских наук академик Российской академии медицинских наук (РАМН) и Российской академии естественных наук (РАЕН), заслуженный деятель науки России Рафаэль Оганов. – В целом жара – это дополнительный фактор. Для здорового человека никаких неприятностей нет. Для больного это дополнительная нагрузка на сердце, нужно следить за состоянием такого человека и советоваться с врачом, потому что реакции могут быть не совсем типичными. Лучше, конечно, ограничивать работу, особенно в дневное время, когда самая жара. Но как это сделать реально, я не очень представляю.

Есть за рубежом, в южных странах, так называемая сиеста, но у нас, боюсь, после сиесты никто на работу не выйдет.

Но если человек соблюдает логичные разумные правила, не стоит на жаре, не ходит по жаре, то ничего особенно страшного здесь нет».