Вне зоны действия рака

Электромагнитное излучение повсеместно вошло в нашу жизнь в виде телевизоров и компьютеров, микроволновых печей и, главное, мобильных телефонов, постоянно находящихся в непосредственной близости от самых важных органов человеческого тела – сердца (в нагрудном кармане) и мозга (около уха). Однако природа не снабдила нас рецепторами на электромагнитное излучение, поэтому оценивать его воздействие на организм весьма сложно.

К такому сложному вопросу относятся и многолетние дебаты о том, ведет или не ведет использование телефона к увеличению риска возникновения опухолей мозга.

За последние годы одно за другим появлялись исследования с противоречащими друг другу результатами. Одни утверждали, что мобильник смертельно опасен для всех (обеспечивает 40-процентный рост риска рака), вторые требовали введения запрета на использование мобильного лишь детьми, третьи вообще отрицали опасность.

Результаты нового подробного и детализированного исследования, опубликованного в International Journal of Epidemiology, не дают повода для аналогичных громких заявлений.

С одной стороны, четкой связи между возникновением опухолей и использованием мобильного телефона не обнаружено.

С другой стороны, полученные статистические данные не дают точной гарантии безопасности постоянного длительного использования сотовых.

В исследовании приняли участие более 10 тыс. человек (из них 5 тыс. человек, страдающих опухолями мозга) из 13 стран мира. Ученые сравнили долгосрочные параметры пользования мобильными телефонами у людей с опухолями мозга и здоровой контрольной группы. Для двух типов опухолей не было обнаружено повышения риска заболевания с масштабами использования мобильного телефона – наоборот, любители поговорить по сотовому заболевали даже несколько реже. Впрочем, этот эффект ученые склонны относить скорее к статистической погрешности.

Однако, несмотря на это, ученые отказались дать мобильным однозначный «зеленый свет».

Они апеллируют к тому, что возможности исследования тенденций риска рака статистическими методами весьма ограничены, поэтому такие работы не могут считаться абсолютно надежными, когда дело касается рекомендаций по прогнозу столь серьезных заболеваний.

«Совокупность данных нашего исследования и предыдущих данных не предполагает четкой связи между использованием мобильного телефона и риском опухолей мозга. Однако длительность использования мобильных телефонов человечеством еще очень невелика – данные не превышают 15 лет», – отметил Энтони Суэрдлоу из Института исследования.

Этот срок слишком мал, чтоб исследовать, например, эффект использования телефона детьми.

Исследование, о котором идет речь, обобщило данные об использовании мобильного телефона у 5 тыс. больных раком головного мозга (глиомой или менингиомой) в возрасте от 30 до 59 лет. Дети в эксперименте не участвовали. Для чистоты эксперимента изучались привычки к мобильному у аналогичного количества здоровых людей.

Одно из проблемных мест исследования – необходимость полагаться на сообщения людей о том, как часто они пользуются мобильным телефоном.

Человек может быть необъективен в своих оценках, на них влияют и особенности памяти. Например, некоторые пациенты, больные раком, утверждали, что говорили по мобильному по 12 часов каждый день – такой «телефономании» в контрольной группе не наблюдалось. Однако память таких людей может быть подвержена проблемам тяжелого состояния здоровья (возможно, они намеренно обвиняют сотовый телефон в своей болезни), поэтому таким данным сложно доверять.

Однако некоторые данные все же указывают на связь использования мобильного телефона с возникновением опухолей. Так, риск глиомы был существенно выше у 10% людей, отличавшихся самой большой привычкой к мобильному.

Биологические причины потенциального вреда мобильного неясны. Его излучение не ионизирующее (в отличие от рентгеновского излучения, канцерогенно опасного). Оно недостаточно сильно, чтобы поражать молекулы ДНК, в отличие от УФ-света, также канцерогенного. Несмотря на это, ученые считают имеющиеся данные недостаточными для однозначного признания сотовых безвредными.