Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




«Двойку» не скроешь

Современный мир немыслим без использования компьютерных технологий, а традиционная школа в этом смысле отстает от темпа жизни и не всегда готова обеспечить своих выпускников необходимыми навыками. В быстро меняющемся мире уже не работает традиционная модель – получение знаний в определенной области и их дальнейшее использования в работе. Большее значение имеет способность специалиста к развитию, поиску информации, непрерывному самообучению. Воспитанный на книгах школьник в «большой жизни» должен быстро переходить от страниц и букв к реальным объектам и реальным проблемам, с которыми придется столкнуться в работе.

Именно для сглаживания такого перехода в школах развиваются технологии интерактивного обучения. Они призваны не только актуализировать процесс учебы, но и помочь учителям, ученикам и родителям в совместной организации учебного процесса.

В Южно-Российском лицее казачества и народов Кавказа (Ставропольский край, город Железноводск), где побывал корреспондент «Газеты.Ru», на средства Сбербанка России внедрена мультисервисная информационная образовательная среда (МИОС компании «Ситроникс»), объединяющая в себе и интерактивные рабочие места учителя, и классы, оборудованные интерактивными учебными досками, и даже классные онлайн-журналы.

Всего в России уже работают более 700 интерактивных школ, пользующихся МИОС, – в Зеленограде, Краснодарском крае, Калининградской области, Ханты-Мансийском автономной округе, Казани, Воронеже и Санкт-Петербурге. Кроме того, МИОС внедрена в образовательную деятельность МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Баумана и образовательного центра Московского метрополитена.

Идея образовательной среды – создание общей сети школьных ресурсов на базе сервера, находящегося в районном методическом центре. При такой архитектуре каждая школа в отдельности не нуждается ни в мощных компьютерах, ни в значительных ресурсах для хранения данных. В качестве терминалов, принимающих необходимые интерактивные образовательные материалы, могут выступать маломощные недорогие компьютеры в школах. Главным условием работы такой системы является стабильный канал связи между сервером и компьютерами-пользователями в школе.

Образовательные ресурсы центрального сервера содержат и автоматические тесты по любым дисциплинам, и образовательные фильмы по истории, и наглядный материал, позволяющий облегчить объяснение материала по физике, и «живые» материалы для обучения языкам.

Инструментом, который выступает проводником между учениками и необходимыми пояснительными материалами, является интерактивная школьная доска. Она выступает и как экран для демонстрации материалов по предмету, и как монитор вывода заданий, и как обычная доска, на которой школьники могут эти задания выполнять. Несмотря на то что по санитарно-эпидемиологическим нормам использование интерактивных средств допускается лишь в течение четверти урока, они позволяют экономить время за счет более быстрого вывода информации (по сравнению, например, с раздачей дидактического материала), сделать подачу материала более доступной и привлечь внимание школьников, мотивировать их к учебе. Учитель, в свою очередь, может отследить работу каждого (а не только вышедшего к доске) ребенка с помощью интерактивного тестирования. Каждому школьнику выдается устройство, похожее на беспроводную компьютерную мышь, только с большим количеством кнопок. После объяснения материала дети получают вопросы с несколькими вариантами ответа, на которые они отвечают нажатием клавиш мыши. Учитель на экране своего компьютера может не только отследить уровень усвоения материала каждым школьником, но и видеть темп работы каждого из них. В этом принципиальное отличие от обычных методов оценки: даже очень хороший педагог не сможет опросить за один урок целый класс.

В лицее в Иноземцево новым методам учебы рады и взрослые, и дети.

«Уроки стали гораздо интереснее. Теперь у нас большие познания в технике, мы сами делаем презентации, выступаем с ними на уроках», – говорят ученики старших классов.

«Для детей это повышение мотивации к учебе, стимул узнать новое.

Но и наши учителя с большим энтузиазмом отнеслись к нововведению. Для них это возможность развития, самореализации, усовершенствования методик преподавания. Интерактивными средствами обучения пользуются все педагоги, как молодые, так и заслуженные», – говорит директор лицея Анатолий Кузнецов.

Однако если разработчики «среды» считают, что интерактивные средства обучения нивелируют роль педагога, делая его лишь проводником между качественной образовательной продукцией и школьником, то сами учителя видят себя в этой системе по-другому. «Живую речь учителя ничем нельзя заменить. Также и школьники должны учиться говорить, обучение компьютерным технологиям не заменяет, а лишь дополняет традиционные методики. Мы стараемся взять лучшее и комбинируем на уроках разные виды подачи информации. Однако возможность использования мультимедийных средств обучения, безусловно, делает его более эффективным и открывает новые возможности и для нас, и для детей», – пояснила Наталья Изотова, учитель начальных классов.

Другая часть интерактивной школы – возможность удаленного вовлечения родителей в учебный процесс. С использованием электронных классных журналов следить за успеваемостью ребенка можно не раз в четверть на классном собрании, а каждый день, подключаясь к электронному классному журналу. Также можно детально отследить результаты аттестационных работ, например пробных экзаменов в форме ЕГЭ. Ресурс школы содержит данные о расписании, а в перспективе учителя планируют и данные о домашнем задании вывешивать в интернете. Так что метод борьбы с плохими оценками методом вырывания листов из дневника может окончательно потерять актуальность. Правда, скептики уже утверждают, что хорошо управляющиеся с компьютером старшеклассники будут попросту взламывать классные журналы, однако разработчики уверяют, что системы безопасности интерактивных школ находятся на достаточном уровне.

Иерархическая структура школьной сети, считают разработчики из компании «Ситроникс», позволит обеспечить современность системы и не дать ей устареть в течение 5–10 лет.

Достигается это все той же централизацией хранения данных и программ. По сути, в апгрейде нуждается только сервер, находящийся в районном центре образования. Терминалы могут продолжать использовать усовершенствованные интерактивные учебные программы, не наращивая своих ресурсов. Стоимость проекта одной школы около пяти миллионов рублей: сюда входят и монтаж сети, и обучение учителей, и сервисное обслуживание.