Коготь динозавра

На юго-востоке Бразилии, в штате Минас-Жерайс, в окрестностях города Убераба (около 900 км от Рио-де-Жанейро), найден окаменевший коготь динозавра, который, по мнению бразильских исследователей, подтверждает наличие эволюционной связи между птицами и ископаемыми ящерами. Местные палеонтологи прозвали существо, которому принадлежал коготь, птицезавром (dino-bird). Описание находки опубликовано в журнале Музея естественной истории Аргентины (Argentine Natural Science Museum).

Обнаруживший окаменелость геолог Федерального университета в Рио-де-Жанейро Исмар де Соуза Карвальо, соавтор исследования и член Научно-исследовательского палеонтологического центра при Государственном университете Минас-Жерайс, в четверг заявил, что когтем, вероятно, обладало животное, относящееся к неизвестному ранее виду динозавров, обитавшему примерно 70 млн лет назад. По словам Карвальо, анатомическая структура когтя наглядно демонстрирует связь между хищными плотоядными ящерами и птицами, а владелец когтя, по-видимому, представляет собой переходное звено.

Бразильского динозавра отнесли к группе Maniraptori (дословно – «хватательнорукие», от латинских слов manus – «рука» и raptor – «хищник»).

Однако независимые эксперты выражают сомнение в правомерности столь серьезных выводов, какие озвучил Карвальо. Так, по мнению специалиста по древним позвоночным Томаса Хольца из Университета Мэриленда, теорию связи между динозаврами и птицами и так разделяют большинство исследователей, но едва ли по одному-единственному фрагменту когтя можно судить о существовании прежде неизвестного вида динозавров. «Если коготь – все, что было найдено, было бы довольно экстравагантным строить на таком основании целую сложную теорию», – подчеркнул Хольц. Как добавил ученый, коготь мало что может прибавить к корпусу современных знаний о происхождении птиц, хотя, безусловно, доказывает, что хищные ящеры действительно водились в Бразилии в эпоху динозавров. Сам же коготь по форме напоминает серповидные когти многих других хищников, например велоцирапторов (Velociraptor).

Также в конце прошлой недели бразильские ученые объявили об открытии нового вида обезьян во влажных тропических лесах северо-восточного побережья страны.

Научное описание обезьяны, которую назвали Cebus queirozi, издал международный научный журнал Zootaxa в начале мая. У обезьяны длинный золотисто-желтый мех и диадема из белоснежных волос на передней части головы. Взрослый самец весит около 3 кг, его длина – до 80 см. По словам профессора зоологии Федерального университета в Пернамбуку Антонио Россано Мендес Понтеса, при первом же взгляде на обезьяну, которую он встретил вблизи города Ресифи (административный центр провинции Пернамбуку), примерно в 2000 км от Рио-де-Жанейро, зоолог сразу понял, что перед ним новый вид.

Однако некоторые специалисты высказали сомнение в новизне вида. По их мнению, находка может оказаться обезьяной Simia flavia, которую нашел, назвал и зарисовал немецкий таксономист Йоханн Кристиан Даниэль фон Шребер в XVIII веке. С тех пор обезьяна не встречалась ни разу. Судя по рисункам, у Simia flavia нет белой полосы меха от уха до уха в отличие от Cebus queirozi, что может тем не менее объясняться возрастом обезьян.

Дискуссию осложняет то, что Понтес не может предоставить ни одного экземпляра обезьяны. Обычно в таких случаях примата отлавливают, убивают и отправляют в музей на экспертизу, но Понтес только сфотографировал и сразу же отпустил своего пленника. По его словам, просто пожалел: в природе их осталось слишком мало. Сам он идентифицировал не более 32 особей на одном из 24 сохранившихся небольших участков фрагментированного, когда-то девственного леса (раньше атлантическое побережье Бразилии сплошь покрывали джунгли, от которых сейчас уцелело не более 7%).

Всего в мире известно более 300 видов обезьян, из них 111 – в Бразилии. Всего неделю назад мир зоологии всколыхнуло исключительное событие: впервые за 83 года был обнаружен новый род обезьян.