Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Прав на обе руки

Есть люди, гений которых не перестает тревожить человеческие души ни через десять, ни через пятьдесят лет после смерти самих людей. Тем более о жизни героев ХХ века известно достаточно много: сохранились многочисленные свидетели и свидетельства, а сами герои по большей части были людьми весьма неоднозначными. Одним из таких является Джими Хендрикс.

Психологи продолжают пытаться подобрать ключ к истокам гения Хендрикса, человека, который перевернул мир центрального в рок-н-ролльной культуре инструмента – гитары. Конечно, не стоит объяснять его популярность лишь высокой техникой игры на гитаре: физика тут вряд ли идет впереди лирики, но она, несомненно, тоже внесла свой весомый вклад. Не зря же Хендрикса назвали лучшим гитаристом всех времен (журнал Time, 2009 год), расширившим диапазон и словарь электрической гитары и изменившим лицо рок-музыки.

Психолог из университета Толедо Стивен Кристман считает, что

высокое совершенство гитарной игры Хендрикса отчасти объяснялось его двуправорукостью.

Формально Джими был левшой. Он играл на «праворучной» гитаре, переворачивая ее вверх ногами, и иногда использовал левую руку, чтобы держать сигарету и поправлять волосы. Но при этом он писал, ел и держал телефон правой рукой. Таких людей называют «смешанно праворукими». Именно эта «смешанность» означает очень хорошую связь между левым и правым полушарием мозга, и эта хорошая связь наполняет каждую часть его музыки, считает психолог.

Особые способности Хендрикса позволяли ему аномально эффективно согласовывать движения правой и левой руки при игре на гитаре, интегрировать стихи и музыку своих песен и, возможно, также определили его гений соединения старых блюзовых и R&B традиций с фолком, роком и психоделической музыкой 60-х. И техническая виртуозность Джими, один из важнейших компонентов его гения, наверняка связана с этой особенностью психики.

«В таких песнях, как «Still Raining, Still Dreaming», где Хендрикс правой рукой производит серию бэндов (подтяжка струн) и глиссандо, а левой рукой регулирует переход от высоких к басовым тонам, его аномальные способности видны особенно четко», – считает Кристман.

Он отмечает, что многие гитаристы были левшами, например Пол Маккартни и Курт Кобейн, но уверен, что по-настоящему большие мастера в той или иной степени являются двуправорукими. Наоборот, великие пианисты и клавишники обычно либо правши, либо левши: им важно уметь воспроизводить двумя руками разные, иногда несвязанные (в случае полифонии) музыкальные линии.

Психолог идет дальше и утверждает, что двуправорукость Хендрикса повлияла и на его манеру написания песен. Отточенная связь между полушариями мозга позволяла достигнуть совершенства в слиянии стихов и мелодии.

«Создание слов и ритма связано с левым полушарием мозга, а мелодия и гармония «сцеплены» с правым полушарием. «Однорукие» поэты-песенники вынуждены отдавать предпочтение одному из компонентов, тогда как двуправорукие способны совершенно интегрировать оба компонента в своих творениях», – объясняет Кристман.

Он считает, что двуправорукость помогает связать «правильные» слова с «правильной» музыкой, когда синтаксический и эмоциональный аспекты стихов четко интегрированы с фразами и контурами мелодической линии. Речетативно-напевный стиль Хендрикса также может быть связан с особенностью мозга: речь связана с левым полушарием мозга, а пение – с правым.

С этого места выводы психолога становятся, скажем так, несколько фантастическими. Он считает, что двуправорукие люди способны «магически мыслить» и более склонны к мистицизму и психоделии. Кроме того, он отмечает склонность Хендрикса к двусмысленностям различного характера. Отмечает и то, что многие его лады не являются четко ни мажором, ни минором, а чем-то смешанным.

Ну и в заключение, наверняка роль двуправорукости Хендрикса в его гении весьма завышена психологом. По разным оценкам, порядка половины всех людей являются двуправорукими. Но второго Хендрикса среди них пока не нашлось.