Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Конец «Петербургской Трои»

Ученые считают, что рьяные инвесторы и администрация города нарушают федеральное законодательство, обрекая на разрушение древние памятники истории и культуры. Среди них неолитическое поселение, две деревянно-земляные крепости – Ниеншанц и Ландскрона – и могильник XVI–XVII веков. К сожалению, ушедшие поколения людей «по недоразумению» возвели свои строения там, где сейчас власти Петербурга и ОАО «Газпром» хотят построить «Охта-центр». Наверное, правильно говорят, что свято место пусто не бывает.

Но если древние строители не разрушали то, что было построено до них, то возведение 400-метрового небоскреба подразумевает полное переустройство грунта и приспособление территории под нужды огромного здания, что грозит полным уничтожением всех археологических находок.

Напомним, что на участке, отведенном под строительство здания «Охта-центра», существует объект «Ниеншанц». Статус выявленного объекта культурного наследия он получил еще от Министерства культуры СССР – в 1986 году. В процессе дальнейших раскопок (продолжены лишь в 2006 году, когда археологи смогли найти дополнительное финансирование), были выявлены «Ландскрона» и вышеупомянутый могильник.

В письме ученых к министру культуры Авдееву говорится: «Все эти памятники несут признаки объектов культурного наследия, и об их выявлении государственные органы охраны памятников Петербурга были своевременно извещены.

Согласно п. 6 ст. 18 ФЗ, все эти объекты находятся под охраной государства со дня их обнаружения».

Но еще летом прошлого года распоряжением комитета, отвечающего за охрану памятников на территории Петербурга, границы существующего объекта культурного наследия были произвольно изменены таким образом, что объекты, выявленные в ходе раскопок, оказались практически полностью выведены из-под государственной охраны.

До этого распоряжения КГИОП археологическая территория площадью 33950 квадратных метров занимала примерно 72% площади земельного участка, выделенного городом инвестору на праве собственности. Объект культурного наследия считался обременением. Соответствующее указание имеется в кадастровом паспорте этого земельного участка.

Но вскоре появился документ, которым КГИОП изменил границы объекта культурного наследия, полностью освободив участок под строительство от обременений. Объекты культурного наследия, конечно, никуда не переместились и по сей день (видимо, до поры до времени) находятся на территории, предназначенной для строительства.

Не так давно археологам удалось сфотографировать, как строительные рабочие из Средней Азии (наверняка официально оформленные и работающие со всеми необходимыми документами?) разбирают крепости «Ниеншанц» и «Ландскрона» – памятники архитектуры XIII–XVII веков.

Эти снимки были представлены широкой общественности, что привлекло к участию в этом мероприятии прокуратуру Петербурга. Прокуратура, в свою очередь, дала обещание жестко следить за сохранностью объектов культурного наследия, и разборка крепостей приостановилась. Однако в непосредственной близости от них начались испытательные работы по заливке свай здания «Охта-центра», которые ставят памятники под угрозу уничтожения.

Как утверждают в своем письме ученые, ситуация с «Охта-центром» является «лишь звеном в цепи нигилистического отношения городской администрации к объектам археологического наследия». По их словам, начиная с 2005 года, сведения о нескольких десятках таких объектов и их историко-культурная экспертиза были направлены в КГИОП, но меры к приданию им статуса охраняемых объектов так до сих пор и не были приняты. Ученые негодуют: «Действия городской администрации по игнорированию объектов культурного (археологического) наследия Санкт-Петербурга носят ярко выраженный системный характер. Убедительно просим вас вмешаться в сложившуюся ситуацию и принять все возможные меры для сохранения объектов культурного (археологического) наследия Санкт-Петербурга.»

Их обращение, как ни странно, косвенно подтверждают слова самой Валентины Матвиенко, губернатора Петербурга и главного лоббиста «Охта-центра».

«Охранять более четырех тысяч гектаров (именно столько занимает исторический центр Северной столицы) – это нонсенс»,

– заявила она на встрече в Париже с генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой.

К слову сказать, бывший посол Болгарии во Франции возглавила ЮНЕСКО лишь в конце прошлого года. С аналогичной позиции на пост министра культуры Российской Федерации перешел и Александр Авдеев. Но Бокова пока не спешит охранять культурное наследие Санкт-Петербурга. Наоборот, три дня назад она поддержала губернатора Петербурга Валентину Матвиенко, вручив ей почетный диплом премии Маданджита Сингха за продвижение идей толерантности и ненасилия. Премия ЮНЕСКО была присвоена Петербургу за вклад в пропаганду взаимоуважения и толерантности в поликультурном и полиэтническом обществе, профилактику и искоренение всех форм дискриминации.

Проблема «Охта-центра», видимо, не нарушает толерантности губернатора. Теперь слово за министром культуры – наверняка ответ не заставит себя долго ждать.