Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Клеопатра красилась на здоровье

Французские ученые выяснили, что яркий макияж, который в Древнем Египте использовали и женщины, и мужчины – вспомните древние рисунки и фильмы о Клеопатре, – не был чисто декоративным. Черная краска, наносимая на лицо, выполняла медицинские функции, говорится в работе, опубликованной в Analytical Chemistry.

Наносимая на лицо черная краска на основе солей свинца (лаурионита Pb(OH)Cl и фосгенита Pb2Cl2CO3) изначально считалась ядовитой – именно из-за содержания свинцовых производных. Однако древним египтянам она помогала защититься от глазных и кожных болезней, а вреда не наносила из-за малого содержания свинца.

В очень низких концентрациях соли инициируют возникновение монооксида азота, который стимулирует иммунную систему. После такой «профилактики» иммунитет более эффективно справляется с бактериями, которые являются возбудителями заболеваний глаз и кожи.

Исследователи из музея Лувра, проводившие работу, отметили, что

идея о медицинском значении египетского макияжа принадлежит еще древним грекам и римлянам.

Однако подтверждения этой гипотезы с точки зрения современной науки до сих пор не было найдено. Более того, она рассматривалась скорее в порядке бреда – ядовитость солей свинца давно стала азбучной истиной и известна, наверное, каждому обывателю (вспомним запрет на повышение октанового числа бензина с помощью этилирования тетраэтилсвинцом). Однако результаты аналитических и биохимических экспериментов заставили медиков частично пересмотреть свое мнение.

Первоначально состав красок, обнаруженных в египетских гробницах и хранящихся сейчас в музеях Лувра, был определен с помощью электронной микроскопии и рентгеновской дифракции. Выяснилось, что в краске содержится четыре основных компонента – галенит (свинцовый блеск) PbS, церуссит PbCO3, лаурионит Pb(OH)Cl и фосгенит Pb2Cl2CO3. При похоронах богатого египтянина, согласно обычаям, его снабжали всеми атрибутами, которые могут понадобиться ему в загробной жизни, и черная краска была среди них. Позже химики искусственно получили аналоги этих красок, пользуясь рецептами, записанными в римских и греческих источниках.

В России PbS – вещество черного цвета – часто путают с сурьмой. Русское слово, обозначающее переходный металл Sb, произошло от аналогичного турецкого слова, которым обозначался именно PbS. Так или иначе, в этом случае речь идет не о сурьме как химическом веществе, а именно о черном минерале галите.

Хлориды свинца в качестве полезных ископаемых не встречаются в Египте и на близлежащих территориях, то есть древние египтяне получали их искусственно, придавая этому определенное значение. На это указывают и античные авторы – Плиний и Диоскорид пишут, что эти вещества хорошо подходили для глазных капель, для заживления гноящихся шрамов, а также угрей на лице.

Механизм синтеза хлоридов (основного и углекислого) весьма прост и отсылает нас к учебнику неорганической химии за 8 класс (см. схему реакций). Их получают из оксида свинца (PbO), воды (H2O), поваренной соли (NaCl) и кальцинированной соды (Na2CO3). Единственная сложность заключается в том, что рН среды постоянно должен поддерживаться на уровне 7 (то есть быть нейтральным). В кислой среде реакция не пойдет, а в избытке щелочи образуется малорастворимый и нежелательный гидроксид свинца Pb(OH)2. По этой причине щелочь (NaOH), образующуюся в ходе реакции, было необходимо непрерывно отводить из реакционной среды.

Чтобы понять, как ионы двухвалентного свинца действуют на клетку, химики-аналитики воспользовались тончайшим электродом – толщиной в 1/10 человеческого волоса. Так они выяснили, что соль свинца вызывает в клетке иммунный ответ, который позволяет более успешно бороться с болезнетворными организмами. Из-за весьма ограниченной растворимости концентрация двухвалентного свинца в клетке очень мала. Однако этого достаточно, чтобы вызвать реакцию на окислительный стресс у особых клеток – кератиноцитов. Эта реакция приводит к активации фермента NO-синтазы, избыточному синтезу в клетке монооксида азота (NO), биологическая роль которого состоит в стимулировании неспецифической иммунной защиты организма. Это было особенно актуально во время активного земледелия на плодородных заливных землях после разлива Нила. Воды реки несли с собой опасные бактерии, которые могли попасть на лицо и глаза с капельками влаги с земли. Однако защищенные «магической» подводкой глаза не боялись инфекции.

Таким образом, известная во всем мире подводка глаз древних египтян была не предметом эстетики, но одним из первых в мире искусственных лекарств и, возможно, первым иммуномодулятором.

Конечно, сами древние египтяне по-другому объясняли лечебное воздействие макияжа. Помимо эстетической функции главным его значением было исполнение ритуала поклонения богам. Нанося на лицо краску и исполняя другие требования культа, люди просили защиты своей жизни и здоровья у Гора и Ра, богов неба и солнца. Именно боги, а не иммунная система, считали египтяне, защищали их от болезней после нанесения ритуального макияжа.