Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Останки буяна и гения

Грубый и неотесанный обитатель городского «дна», большую часть жизни проведший «в бегах» из-за нескольких убийств, – и гениальный художник, одна из вершин итальянского барокко, писавший умирающую богоматерь с уличной блудницы. Века сменялись, уходили и приходили стили и эпохи, а интерес к бунтарскому, ни на что другое не похожему творчеству Караваджо не угасал. Родившийся на севере Италии недалеко от Милана, художник, обладавший необузданным буйным нравом, был вынужден почти всю жизнь скитаться. Он не умел находить общего языка не только с недоброжелателями, но и с покровителями и с коллегами-художниками. К концу жизни его разыскивали за несколько убийств, его преследовали могущественные вельможи и не признавал даже президент итальянской художественной академии. Несмотря на сложные условия жизни, Караваджо постоянно творил. Хотя многие его картины утеряны, его шедеврами сейчас можно любоваться в лучших музеях Европы. Он первым применил технику светотени: ярко подсвеченный передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается оптическая объемность изображения и создается впечатление его близости к зрителю. Его искусство оказало значительное влияние на многих западноевропейских художников и дало жизнь новому направлению – так называемым караваджистам.

И вот на пороге 2010 года – четырехсотлетия со дня его смерти – итальянские ученые объявили, что обнаружили крипты, в которых среди 40 других костей покоятся останки Караваджо.

С помощью комбинированных технологий радиоуглеродного датирования, компьютерной рентгеновской томографии и анализа ДНК ученые планируют точно идентифицировать череп и кости художника.

Останки были обнаружены в могиле на кладбище маленького тосканского городка Порто д'Эрколе. Именно там 38-летний художник-скиталец умер от лихорадки. Он надеялся попасть в Рим, чтобы получить прощение папы и тем самым избежать дальнейших преследований.

Профессор Маурицио Марини, историк искусства и эксперт по Караваджо, считает, что теперь предсмертный путь художника установлен совершенно точно. В 1609 году он получил довольно серьезную рану во время драки в Неаполе. Ему пришлось бежать из Неаполя, однако по дороге его здоровье ухудшилось. Рана загноилась, а сам он заразился тифом.

Ученые предполагают, что в селении на тосканском побережье он был помещен в местный госпиталь Санта-Мария Аусилиатриче, где и умер. Его похоронили на небольшом кладбище Сан-Себастьян, которое было закрыто в 1956 году, а все останки с него были перемещены на городское кладбище Порто д'Эрколе.

Записи, найденные в церкви города, гласят, что Караваджо умер на территории этого прихода в 1609, а не в 1610 году, однако Марини считает, что это разногласие вызвано разницей в летоисчислении. В то время Грегорианский календарь еще не был распространен повсеместно, и в некоторых частях Италии продолжали использовать Юлианский.

В работе по опознанию останков приняли участие антропологии университетов Болоньи и Равенны. С помощью спелеологов они обнаружили около 40 наборов костей, которые при переносе с одного кладбища на другое были помещены в три крипты.

Дальнейший план исследований видится объективно надежным. Уже начато исследование останков. Сначала среди них выделят кости, принадлежавшие молодому мужчине, умершему в XVII веке. Затем в Равенне были проведены детальные КТ и радиоуглеродные исследования, которые позволят уточнить датировку останков и отбросить неподходящие. С оставшихся образцов будут взяты фрагменты ДНК. Их сравнят с данными мужчин-потомков родного брата Караваджо, так как сам художник умер бездетным. Его дальние родственники уже найдены и, что интересно, они до сих пор проживают в селении Караваджо рядом с Миланом, где родился художник и от которого получил второе имя.

Антропологи полагают, что такая методика позволит совершенно достоверно обнаружить настоящие останки Караваджо.

«Если удастся найти череп Караваджо, можно будет реконструировать его лицо, показать, каким он был на самом деле.

Мы уже смогли сделать подобное с черепом Данте Алигьери в 2007 году», – рассказал Reuters Сильвано Винчети, глава Национальной комиссии культурного наследия Италии.