Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Людей легче жевать

У страха глаза велики, а средствами голливудского кинематографа, как показывает практика, их можно увеличить во много раз. Социологические опросы показали, что после выхода фильма Стивена Спилберга «Челюсти» население США было охвачено страхом быть съеденными акулами. Респонденты считали, что это одна из основных причин гибели американцев, тогда как на деле шанс умереть в пасти акулы ничтожно мал.

Примерно так же развивалась история кенийских львов-людоедов. Свой вклад в то, чтобы эта история выглядела как можно более страшной, внесли несколько фильмов, среди которых «Призрак и Тьма» (1996) с Майклом Дугласом и Вэлом Килмером.

Спустя более чем 100 лет после тех событий ученые развенчали миф о грозных убийцах, проанализировав их останки, хранящиеся в музее естественной истории в Чикаго. Результаты исследования на этой неделе публикует Proceedings of the National Academy of Sciences.

Львы-людоеды охотились на строителей железной дороги в Кении в 1898 году. Их смог убить подполковник британской армии Джон Паттерсон. Он заявлял, что за девять месяцев его борьбы с хищниками те съели 135 человек. Однако Угандийская железнодорожная компания опровергала эти данные: ее представители считали, что погибли всего 28 человек. Останки животных Паттерсон передал Чикагскому музею в 1924 году – до этого шкуры львов служили коврами в его доме.

Современные исследования показали, что железнодорожники были более точны в своих оценках, чем военный.

На самом деле львы (которых в фильме звали Призрак и Тьма) на двоих съели примерно 35 человек.

Для того чтобы получить результат, ученые провели изотопный анализ останков животных, в частности, содержания в шкурах стабильных изотопов углерода и азота. Содержание именно этих элементов отражает рацион животных. Для сравнения также было определено содержание этих элементов в тканях людей и современных кенийских львов. Анализ проводился как в костных тканях, так и в шерсти животного. Костные ткани дают информацию об «усредненной» по всей жизни животного диете, а шерсть – «отпечатки пальцев» последних нескольких месяцев жизни.

Анализируя полученные данные, ученые подтвердили, что эти львы стали активно питаться людьми только за несколько месяцев до смерти – слишком сильно отличалось соотношение изотопов углерода и азота в тканях их шерсти и костей. Эта разница, а также сравнение этих цифр с данными элементного анализа тканей современных львов и человека позволили ученым количественно оценить число съеденных людей. Один из львов съел примерно 24 человека, тогда как второй – всего 11. Погрешность используемого метода, однако, весьма велика. Теоретически, нижняя оценка числа съеденных равна четырем, верхняя оценка – 72. Так или иначе, это число меньше ста, и слухи о многочисленности жертв смертоносных хищников явно преувеличены. Ученые все же придерживаются цифры 35, так как она близка к официальным данным Угандийской железнодорожной компании. Несмотря на то что животные охотились вместе, они не делились добычей, что видно из разного состава тканей двух зверей. Совместная охота важна для львов при нападении на крупных животных, например буйволов. Человек слишком маленький и медленный, чтобы один лев не мог с ним справиться.

Совместная охота на человека говорит о том, что львы-людоеды не были лучшими представителями породы.

Они занялись охотой на людей не от хорошей жизни, это также не были самые сильные и смелые животные. Напротив, они были слабее и уже не могли охотиться на более привычные им виды добычи. Кроме того, засушливое лето того года опустошило саванны и снизило число травоядных, которые были обычным кормом для львов.

Призрак и Тьма к тому же страдали от заболеваний десен и зубов, а у одного из них была повреждена челюсть. Все эти обстоятельства побудили львов избрать легкую добычу, которая далеко не убежит и легче пережевывается, – людей.