Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Боевики извилину развили

Ученье, как известно, свет, и, к счастью, все большее число людей видят этот свет в самом раннем возрасте. Будем надеяться, что в скором времени у ученых просто не будет материала для изучения темы «Строение мозга взрослого человека, не обладающего навыками чтения». Однако пока такой материал есть, и он служит добрую службу анатомии. Британские, испанские и колумбийские исследователи провели изучение мозговой активности бывших колумбийских боевиков (повстанческая организация «Революционные вооруженные силы Колумбии», или FARC). Эти люди выросли в условиях, далеких от цивилизации, и обучались грамоте во взрослом возрасте, а во время этого обучения медики проводили мониторинг их мозга.

Ученые пронаблюдали изменение структуры мозга с обретением человеком навыка чтения.

Проанализировав данные, они сумели обнаружить участки мозга, которые являются ключевыми для развития грамотности человека. Результаты их работы опубликованы в Nature.

Чтение отличается от владения языком тем, что не является врожденной способностью человека. Опыты показали, что дети способны самостоятельно развивать сложные языковые системы, даже если их не обучают и они не видят взрослых, чтобы их копировать. Чтение, наоборот, является исключительно результатом обучения и практики. Начать читать самостоятельно невозможно.

Вместе с тем ученым долгое время не удавалось установить, как изменяются структуры мозга при обучении чтению. Причина в том, что большинство людей учатся читать в детском возрасте. Он отличается от более взрослого тем, что маленький человек одновременно получает массу новых навыков. То есть изменения в мозгу происходят комплексно, и эффекты от обучения чтению, игре в футбол и поведению в обществе накладываются друг на друга, отделить их практически невозможно. Поэтому единственный путь к изучению этого вопроса – поиск неграмотных (но физически и нравственно здоровых, чтобы это не мешало обучению) взрослых и наблюдение их мозга в процессе обучения чтению.

Ученые обнаружили благодатный материал для таких исследований в лице необычного социума – колумбийских боевиков, которые приняли решение отказаться от своих взглядов и интегрироваться в нормальное общество уже во взрослом возрасте.

Конечно, одно из первых умений, которое им потребовалось постичь, – это чтение.

В исследовании приняли участие 20 взрослых мужчин-боевиков. Они проходили полный курс обучения чтению на своем родном языке (испанском). В течение всего времени обучения их мозговая активность регистрировалась с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Параллельно было проведено МРТ-исследование мозга 22 аналогичных взрослых людей до их обучения грамоте по этой программе. Сравнение результатов позволило локализовать «области чтения» в мозгу.

МРТ-исследование показало, что обучение чтению повышает плотность серого вещества мозга в некоторых участках левого полушария. Эти области ответственны за распознание формы буквы и перевод буквенных символов в звуки, а также осознание их значения. Кроме того, чтение привело к развитию связок белого вещества между задействованными в процессе участками.

Особенно сильно при обучении чтению развились контакты с частью мозга, называемой угловой извилиной. Уже 150 лет ученые знают, что она важна для чтения, однако полного понимания ее роли достичь не удавалось. Предполагалось, что она отвечает за первичное распознавание формы слов – еще до их ассоциативного связывания со звуками и лексическим значением. На самом деле угловая извилина вообще не вовлечена в «переводческую» деятельность. Вместо этого она поддерживает процесс перевода, «предсказывая» то, что ожидает увидеть мозг.

Таким образом, функция угловой извилины – не словарь, а некое подобие функции T9 при наборе SMS на мобильном телефоне.

Ученые надеются, что их открытие будет иметь и медицинское значение. Понимание механизмов чтения, возможно, даст ключ к разгадке дислексии (неспособности к чтению) у детей и взрослых. Пока исследования этой болезни лишь показали отличие плотности серого и белого вещества в областях, ответственных за чтение, по сравнению с обычными людьми. Теперь ученые знают, что это отличие является лишь следствием болезни, а не ее причиной.

Кроме того, в Великобритании планируют интенсифицировать изучение «областей чтения» в мозгу взрослых, которые учились чтению в детстве, чтобы понять, как они функционируют в течение жизни.