Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Все отвлекает и мешает

Гай Юлий Цезарь, как гласит легенда, умел делать несколько дел одновременно – и разговаривать, и читать, и писать. В современном обществе офисный работник должен обладать такими же способностями: разговаривать с начальством и подчиненными, читать важную документацию, а еще параллельно отвечать многочисленным друзьям и знакомым в ICQ и по электронной почте. И это не говоря о жгучем желании устроить себе перерыв в работе и почитать последние новости и прогноз погоды, посмотреть голы из последнего футбольного матча, ознакомиться с последними записями в блогах друзей и так далее.

По тому, как люди работают, их вполне можно разделить на две группы. Одни могут целенаправленно заниматься только одним видом деятельности, не отвлекаясь ни на что.

Другие производят впечатление, что успевают все – и работу сделать, и пообщаться со всеми, и сделать массу личных дел, не относящихся к работе.

Ряд социологов придерживается той точки зрения, что одновременно человек может воспринимать только один источник информации. Но есть исследователи, которые полагают, что люди, действующие в «многозадачном режиме», отлично контролируют то, над чем они думают и чему уделяют внимание.

Ученые из Стэнфордского университета провели исследование с целью выяснить, насколько велико преимущество «многозадачных» людей, то есть тех, которые способны воспринимать сразу несколько источников информации, над «обычными», то есть теми, которые для выполнения работы должны целиком сконцентрироваться на ней. С этой целью исследователи провели серию из трех тестов для ста человек. Результаты работы опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.

В первом испытании участникам показывали картинки, в центре которых были изображены два красных прямоугольника, а вокруг них было два, четыре или шесть синих прямоугольников. Каждая конфигурация была показана два раза, и испытуемым нужно было заметить, изменилось ли во втором показе положение центральных прямоугольников по сравнению с первым.

В целом задача проста – нужно игнорировать синие прямоугольники и следить за красными.

Но «многозадачные» участники испытаний постоянно отвлекались на синие фигуры, не имеющие никакого отношения к главной задаче, и показали ужасный результат.

Следующее задание было на проверку памяти. Испытуемым последовательно показывали отдельные буквы алфавита, и они должны были заметить, когда буква была показана во второй раз. Результат получился плачевным для «многозадачных» участников теста: чем больше в испытании было букв, тем сложнее им было сконцентрироваться и упорядочить виденные ранее буквы в своей памяти.

Третье задание было комбинацией теста на внимание и на память. Участникам показывали изображения букв и цифр. После этого испытуемым задавали один из двух вопросов: какие были буквы, гласные или согласные, или какие были цифры, четные или нечетные.

«Многозадачные» и здесь оказались не на высоте.

Воспринимая рисунок в целом, они оказались не способны рассматривать вещи по отдельности.

Пока ученые не решили вопрос, почему у людей возникает такое свойство, как «многозадачность». По одной точке зрения, это просто врожденная неспособность сконцентрироваться. По другой – это добровольный поступок человека, который позволяет себе принимать сразу несколько источников информации в ущерб своему вниманию.

«В ситуации, когда существует несколько источников информации, такие люди не могут «фильтровать» то, что не относится к их текущей цели. В результате процесс работы по основной деятельности замедляется из-за ненужной в данный момент информации», – считает профессор психологии Энтони Вагнер, один из авторов работы.

«Они просто тратят силы на то, что не относится к делу, – заявил коллега и соавтор Вагнера Клиффорд Насс. – Их все отвлекает!»

Автор данной заметки надеется, что если вы читаете ее, находясь на рабочем месте, то это означает, что у вас перерыв и вы не отвлекаетесь от своей основной деятельности.