Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Скука – худший лекарь

Хотя расхожая теория «все болезни от нервов» не получает научного подтверждения в большинстве случаев, нервная система сохраняет за собой ключевые позиции в контроле внутренних процессов. Это справедливо и для заживления ран и регенерации повреждённых тканей в целом. Пускай основную роль в этом процессе играет иммунная система с её многочисленными цитокинами и факторами роста, без нервов тоже не обходится. Известно, к примеру, что поврежденные нервные волокна служат сигналом для ускорения деления клеток, способствуя тем самым заживлению.

Джон Левайн из Массачусетского многопрофильного госпиталя сумел найти и общестимулирующий эффект нервной системы. Он и его коллеги продемонстрировали, что

у крыс, помещенных в «интересную» обстановку, обладающую материалом для строительства гнезда, заживление ожогов шло быстрее.

Причём этот эффект связан с активацией стрессовых структур мозга.

Роль системного стресса в регенерации была известна и до Левайна – на тех же крысах было показано, что социальная изоляция или другие стрессовые факторы замедляют заживление поверхностных повреждений. Эта отрицательная связь известна и для человека и связана в первую очередь с изменением гормонального фона.

Что же касается положительной связи «хорошая обстановка – быстрое заживление», то она хотя и подразумевалась, но экспериментально до нынешней публикации в PLoS ONE доказана не была.

Зато с помощью интересного окружения ученым уже удавалось отучить грызунов от наркозависимости. Это происходит за счет активации так называемых дофаминэргических нейронов в полосатом теле мозга.

Также прежде учёные показывали, что хорошая обстановка способствует и реализации материнских инстинктов – потомство в уютном доме находится под более продолжительной и тщательной опекой. В этом случае материальной основой эффекта является изменение активности стрессовых структур мозга, которые начинают синтезировать «гормон щедрости» окситоцин.

Этот гормон стал недостающим звеном и в объяснении положительного эффекта на регенерацию.

В первом эксперименте Левайн и коллеги помещали крыс-грудничков поодиночке или группами в клетки. Среди тех, кто жил по одному, выделяли ещё несколько крыс и выдавали им по несколько хлопковых шариков для строительства гнёзд. Всем без исключения наносили ожоги, после чего изучали темпы регенерации.

У 92% крыс, живущих в коллективах, заживление проходило нормально. А вот у тех, кто жил поодиночке, ситуация кардинально зависела от строительного материала – у тех, кто дополнительно получал хлопок, заживление было нормальным в 64% случаев. А вот у одиночек, которым приходилось довольствоваться стандартной подстилкой, не хуже хлопка обеспечивающей термоизоляцию, регенерация была нормальной только в 12% случаев.

Во второй серии авторам удалось добиться точно такого же положительного эффекта за счет ежедневных системных инъекций окситоцина.

Несмотря на то, что эффекты этого гормона пока недостаточно изучены, вряд ли он оказывает своё действие непосредственно на клетки в области повреждения. Так что Левайну ещё предстоит поискать промежуточные звенья этой регуляторной цепи.

Что же касается связи всего вышеперечисленного со стрессом, то она была продемонстрирована в третьей серии экспериментов – скрытое наблюдение показало, что доступ к хлопку значительно ослаблял характерное «поисковое» поведение грызунов, особенно сильно проявляющееся в стрессовых ситуациях. Это оказалось связано с усиленной экспрессией генов раннего ответа в одной из структур головного мозга – гиппокампе. Эти гены подавляются в условиях стресса.

Что главным воплотителем эффектов нервной системы на заживление оказался гиппокамп, не удивительно – именно эта структура связана с главной железой внутренней секреции – гипофизом, и именно этот тандем отвечает за нейро-гуморальный контроль большинства системных процессов нашего организма.

Безусловно, надеяться, что обнаруженная связь подарит нам такие же феноменальные способности к регенерации, как и у ящериц, не приходится. Вряд ли спокойная обстановка и новая мебель позволят вырастить хрусталик глаза или оторванную конечность. А вот эффект успокоительных при масштабных повреждениях можно и пересмотреть. Может, больному лучше дать возможность что-нибудь смастерить? Или просто поместить в палату с интересными людьми: заживление в коллективе у крыс было даже лучше, чем с хлопковыми шариками.