Зубные протезы позволили исследовать движения языка во время речи

Тензодатчики, встроенные в зубной протез, позволили подробно исследовать механическое взаимодействие языка и зубов во время речи, сообщает группа французских лингвистов и одонтологов в препринте своей статьи.

Точное описание движения языка во время речи, количества и характера соприкасаний с пассивными органами артикуляции (в данном случае – зубами и небом) важно для разработки компьютерных моделей и синтеза речи (который необходим, например, слепым или людям с поврежденным речевым трактом).

Устройства, позволяющие исследовать движение языка, существуют, однако их применение в условиях, полностью воспроизводящих естественные, невозможно: датчики прикрепляются, например, к зубам и тем самым уже изменяют геометрию ротовой полости.

Французская группа встроила в полносъемный зубной протез тензодатчики (устройства, преобразующие механические нагрузки в электроэнергию). Каждый датчик состоял из 13 слоев.

Ученые использовали протезы с датчиками для исследования движения языка во время речи 20 добровольцев. Разумеется, метод годится только для беззубых людей, которым протезы полностью заменяют зубы. Соответственно, необходимо делать поправку на различия в условиях речепроизводства между носителями протезов и обладателями собственных зубов (новые протезы как раз помогут выяснить, насколько велики эти различия и в чем они заключаются).

Бактерии способны строить предположения

Исследовательская группа под руководством Саида Тавазойи (Saeed Tavazoie) из Принстонского университета (Princeton University) провела эксперимент с Escherichia coli и показала, что бактерии способны в некотором роде "обучаться".

Поначалу учёные создали компьютерную модель, которая предсказала, что колонии микроорганизмов могут эволюционировать так, что у них проявится подобие "ассоциативного мышления".

Известно, что бактерии способны реагировать на изменяющиеся условия внешней среды. Например, повышенная кислотность воды вызывает определённые изменения метаболизма микроба. Если же флуктуации кислотности происходят с достаточно точной периодичностью – микроорганизмы к этому приспосабливаются и даже реагируют заранее.

Но Тавазойи и его коллеги обнаружили куда более сложный процесс.

Учёные провели простой эксперимент: колонии в чашках Петри поместили в специальные камеры, в которых температура повышалась с 25 до 37°С, а затем содержание кислорода снижалось с 20% до нуля. Проследив за "ответом" сотен поколений бактерий (несколько недель), исследователи выяснили, что микроорганизмы "научились" заранее перестраивать свой метаболизм под нехватку кислорода, как только начинала повышаться температура.

"Мы обнаружили, что гомеостаз определяет далеко не всё", — говорит Саид. Бактерии способны не только реагировать на определённые изменившиеся условия, но и "предсказывать" будущие изменения. И хотя человек или собака учатся в течение всей своей жизни, а бактерии в периоды смены нескольких поколений, всё равно для них это большое достижение.

Подобные эволюционные изменения, вероятно, закрепились, так как предоставляют одним E.coli преимущества перед остальными.

Китай замешан в строительстве сирийского реактора

Закупка северокорейским бизнесменом Хо Чжин Юном высокотехнологических устройств и оборудования оказалось во внимании Таможенной полиции Германии еще в 2002 году. Но тогда заказ показался случайным.

Полицейские выявили поставки из Центральной Европы разнообразных материалов и устройств, среди которых газовые маски, электрические таймеры, вакуумные насосы, трансформаторы, стальные и алюминиевые трубы, нарезанные по особым параметрам. Большинство изделий были отправлены в представительства компании Юна в Китае и Северной Корее.

Сейчас представители американских и европейских сил безопасности считают, что оборудование предназначалось для строительства секретного реактора в Сирии для производства обогащенного плутония.

Напомним, что военный объект на севере Сирии, который, как подозревается, являлся ядерным реактором, готовым к запуску в эксплуатацию, был уничтожен в сентябре прошлого года бомбардировкой израильских ВВС.

Согласно заявлению должностных лиц, компания Юна Namchongang Trading (NCG) являлась связующим звеном между Пхеньяном и Дамаском, и закупала необходимые для строительства материалы в Китае и Европе.

Юнг использовал представительства компании в Китае для обхода торговых санкций, наложенных на Северную Корею.

Представители разведслужб считают, что Юн осуществлял свою деятельность с тайного согласия Пекина. Официальные представители Китая отрицают, что им было известно о деятельности компании.

"Мне ничего не известно об упоминаемой северокорейской компании.... Китай неизменно выступает против распространения оружия массового уничтожения и его поставок, в соответствии со своими международными договоренностями", - сказал представитель посольства КНР в США Ван Баодунг.

По мнению администрации США, северокорейские компании годами использовали свои представительства и дочерние компании в других странах для приобретения оборудования, которое могло применяться в производстве ядерного оружия и баллистических ракет, в области которых Пхеньян успешно сотрудничал с Ираном и Сирией и мог осуществлять закупки, предназначавшиеся для них